В Музее русской иконы открылась выставка одного шедевра - иконы XVI века «Изведение апостола Петра из темницы». Во время Великой Отечественной войны её, вместе с другими, вывезли из новгородского храма в Германию. Вернуть иконостас на родину удалось только в 1948 году.
«И цепи упали с рук его. И сказал ему ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так». Этот один из самых удивительных эпизодов из жизни апостола Петра описан в Деяниях апостолов. Заключенный за проповедь Христа в темницу, Петр был чудесным образом изведен оттуда ангелом. Именно этот момент запечатлел иконописец.
«Любопытно, что апостол Петр при этом считал, что он спит и видит сон. И только, когда ангел исчез и он остался один стоять на свободе, он понял, что все то было в действительности», - рассказала экскурсовод Музея русской иконы Мария Тасалова.
Икона окружена 18 клеймами - небольшими изображениями, повествующими о жизни апостолов. Здесь и встреча Петра и Павла. И казнь воинов, казнивших самого Петра и обратившихся после его смерти к христианству. Несколько клейм посвящены событиям, относящимся к истории Руси. Явление апостолов Петра и Павла ордынскому царевичу Петру. Он был внуком ордынского хана, после обращения в христианскую веру жил в Ростове, основал там монастырь. Обычно апостолы Петр и Павел изображаются в деисусном чине иконостаса по отдельности. Искусствоведы считают, что иконописец неслучайно поместил в средник иконы сцену, связанную с веригами апостола Петра.
«В середине XVI столетия, когда эта икона создавалась, этот праздник приобрел особое значение. Поскольку именно в день празднования изведения апостола Петра из темницы произошло венчание на царство царя Иоанна IV, Ивана Грозного», - сообщила Мария Тасалова.
Для Музея русской иконы - это четвертая выставка из серии «Шедевры древнерусской живописи из собраний музеев России». Ранее здесь показывали памятники из Ростова, Пскова, Мурома. Проект был задуман основателем музея Михаилом Абрамовым, трагически погибшем летом 2019 года. Михаил Абрамов, превративший свою личную коллекцию в общедоступный музей, возвращал вывезенные после революции на Запад иконы, помогал храмам, сотрудничал с государственными музеями. Большую часть заработанных денег тратил именно на музей - дело всей своей жизни.
«После трагической гибели прошло уже больше года. Семья Михаила Юрьевича поддерживает Музей русской иконы и с финансовой стороны, и с организационной. И те идеи, который заложил Михаил Юрьевич, мы им следуем», - заявил заместитель директора Музея русской иконы Сергей Богатырев.
У Музея русской иконы по-настоящему грандиозные планы, что всегда и отличало проекты Михаила Абрамова. Выставка русских икон в Версале - лишь один из таких проектов.