На сайте Седмица.ру в разделе «Материалы для публикации в журнале Вестник церковной истории" вышла статья по истории монашества в ХХ веке.
Примечательной страницей истории Вологодской митрополии[1] в последние годы стало увеличение количества действующих монастырей, закрытых с установлением в России в 1917 г. советской власти. Так, если в 2014 г. здесь насчитывалось 4 действующих монастыря, то в конце 2019 г. – 12[2]. В Вологодской епархии[3] число действующих монастырей возросло с 4 (в мае 2014 г.) до 9 (в июле 2019 г.)[4]. Решением Священного Синода были открыты Горне-Успенский женский монастырь в Вологде (2015 г.), Спасо-Каменный мужской монастырь (2017 г.), Богородице-Рождественский Ферапонтов мужской монастырь (2018 г.), мужской монастырь Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь (2019 г.), мужской монастырь Нило-Сорская пустынь (2019 г.); образованы 5 архиерейских подворий, находящихся в статусе возрождающихся монастырей[5]. К числу последних относится и архиерейское подворье «Арсениево-Комельский Ризоположенский монастырь» в поселке Бушуиха Грязовецкого района Вологодской области[6].
Приветствуя процесс возрождения православных монастырей, нельзя не отметить, что история их закрытия на Вологодской земле освещена в литературе крайне недостаточно или не изучалась вовсе. В частности, нет ни одной работы, посвященной закрытию Арсениева Комельского монастыря. Более того, сама дата закрытия монастыря в трудах, где упоминается данный факт (преимущественно это немногочисленные энциклопедические и справочные издания либо работы, посвященные средневековой истории монастыря) указана весьма неопределенно. Так, например, в статье А. К. Сальникова отмечается, что монастырь был закрыт после 1918 г.[7] В настоящей статье мы попытаемся осветить историю закрытия монастыря, в том числе установить точную дату этого события.
Источниковую базу исследования составили три группы документов: законодательные акты советской власти, архивные документы и материалы местной периодической печати. Среди первых особо следует отметить Декрет СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918 г.[8] (известный как «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви»[9]). Он важен для понимания основополагающих начал политики в отношении Церкви со стороны Советского государства.
Основными же для написания данной работы стали материалы Государственного архива Вологодской области (ГА ВО), Архива УФСБ России по Вологодской области, а также Вологодского областного государственного архива новейшей политической истории (ВОАНПИ).
Наибольший интерес среди материалов ГА ВО представляют документы ф. 519 (Арсениев Комельский монастырь Грязовецкого уезда. 1703–1919 гг.) и ф. 585 (Вологодский губисполком (1917–1929)). В ф. 519, в частности, хранятся отчетные ведомости о состоянии монастыря за 1917 г., послужные списки за 1917–1919 гг., в том числе послужной список о настоятельнице монастыря за 1917 и 1919 гг., приходо-расходные книги обители за 1917–1919 гг.[10] Указанные документы позволяют сформировать представление об имущественном положении, насельницах и белом духовенстве Арсениева монастыря в первые годы советской власти, накануне его закрытия. Ф. 585, среди прочих, включает разнообразные документы местных органов советской власти за 1919–1920 гг. (протоколы заседаний Грязовецкого уездного исполнительного комитета, постановление чрезвычайного объединенного заседания Грязовецкого уездного исполнительного комитета и уездного комитета РКП(б), переписку Президиума Вологодского губернского исполкома с Грязовецким уездным исполкомом и др.), содержащие информацию о принятии решений, связанных с закрытием Арсениева Комельского монастыря, на официальном уровне. Именно они позволили установить и точную дату этого события. Привлекались также материалы ф. 53 (Отдел управления Вологодского губисполкома), ф. 111 (Вологодский губернский отдел народного образования), ф. 239 (Грязовецкое уездное земельное управление) и др.
В ф. 1 Архива УФСБ России по Вологодской области имеются два архивных уголовных дела – П–6021 (1920 г.) и П–6405 (1937–1959 гг.), содержащие ценные документы (главным образом процессуальные), освещающие события, которые привели к закрытию Арсениева Комельского монастыря, а также последствия, наступившие для лиц, выступивших в защиту монастыря. Нельзя не отметить, что для данных документов характерны неполнота, фрагментарность, а подчас отсутствие должной объективности при изложении фактов и элементарные ошибки[11]. Тем не менее именно эти источники в значительной степени позволили реконструировать ход закрытия Арсениева Комельского монастыря[12].
В документах ВОАНПИ содержатся сведения о членах Грязовецкого уездного исполкома и уездного комитета компартии, деятельность которых в большей или меньшей степени оказалась связанной с закрытием монастыря (ф. 2446). ВОАНПИ также располагает любопытным документом о проявлении интереса к событиям, развернувшимся вокруг монастыря накануне его закрытия, со стороны Политического отдела 6-й Армии.
Из местных периодических изданий нами была использована газета «Деревенский коммунар» – печатный орган Грязовецкого уездного исполкома и уездного комитета РКП(б) в 1919–1924 гг. В январе 1920 г. в газете были опубликованы несколько статей[13] работников Грязовецкого уездного исполкома, членов уездного комитета партии, побывавших в монастыре и участвовавших в принятии решения о его закрытии. Несмотря на ярко выраженную антирелигиозную окраску, статьи дополняют картину событий, происходивших накануне закрытия монастыря.