28 февраля на кафедре философии и религиоведения в рамках XXX Ежегодной богословской конференции прошел круглый стол «Ф. М. Достоевский и К. Н. Леонтьев». Мероприятие было приурочено к сороковому дню с момента кончины протоиерея Георгия Ореханова и началось с панихиды в храме святителя Тихона и Отцов Собора 1917 года, на которой сослужили протоиереи Павел Хондзинский, Константин Польсков, Николай Емельянов и Константин Гипп.
Круглый стол задумывал сам отец Георгий в рамках проекта Центра по изучению русской духовной культуры XIX — первой трети XX века, и 28 числа присутствовавшие собрались не только выступить с докладами, но и почтить память коллеги и учителя.
Во вступительном слове заведующий кафедрой философии и религиоведения Константин Михайлович Антонов огласил регламент круглого стола и передал приветствия и пожелания плодотворной работы участникам от О. Л. Фетисенко (ИРЛИ РАН) и И. А. Берговской (Калужский университет).
Модератором круглого стола стала Ольга Алимовна Богданова (ИМЛИ РАН). Ольга Алимовна задала наиболее интересные векторы обсуждаемой темы, отметила, что и Достоевский, и Леонтьев интересны современному исследователю как литераторы и мыслители; указала на объединенный интерес к обеим персоналиям со стороны богословов, философов и филологов. Достоевский, по мысли Ольги Алимовны, — фигура переходного для России (и мира) периода, замечательным образом отражающая свою эпоху и вдохновляющая многих авторов и мыслителей, как современников, так и потомков; так, нельзя отрицать влияние Достоевского на Серебряный век русской философии (причем для представителей русской мысли было нередким обращение и к Леонтьеву — например, Бердяев в своих работах обращается к осмыслению и Достоевского, и Леонтьева).
Ольга Алимовна также очертила различные ракурсы прижизненной полемики между Леонтьевым и Достоевским, в том числе, полемики в печати, и выделила культурософский (историософский) аспект данной полемики.
Доклад Анастасии Георгиевны Гачевой (ИМЛИ РАН; Музей-библиотека Н. Ф. Федорова) также затронул полемику между Достоевским и Леонтьевым; в то же время, Анастасия Георгиевна указала и на некоторую общность мысли Федора Михайловича и Константина Николаевича, отметив, что Достоевский сходится не только с Леонтьевым, но и с Толстым, и с Федоровым в критике идеи «русского европейца» и в критике «обезбоженной цивизизации». Что же касается разногласий, так называемое «розовое христианство» Достоевского, по мысли докладчика, оказывается не понято Леонтьевым, который фактически ставит Достоевского в ряд с критикуемыми последним утопическими социалистами. Данное положение было проиллюстрировано примерами ответов Достоевского Леонтьеву и Градовскому (из дневников и записных книжек, не опубликованных при жизни писателя), в которых Достоевский выступает против историософского пессимизма и говорит о христианской идее как об одушевлении исторического процесса. Также Анастасия Георгиевна затронула общий контекст Пушкинской речи Достоевского, в частности, взгляд русских философов и их отклики на нее.
Алексей Павлович Козырев (МГУ) рассказал о близости и понимании Достоевского в России и за рубежом, отметив, что Леонтьев гораздо менее доступен и понятен (причем как зарубежному, так и отечественному читателю, в том числе, читателю современному).
Так, романтизация монашеской жизни, которую мы видим у Леонтьева, оказывается непонятой и непрочувствованной, например, с точки зрения современного студента, которому зачастую не близка данная тема. В то же время, универсализм Достоевского, близость его идей и переживаний кругу «вечных вопросов», «проклятых вопросов» — вызывает живейший отклик у современного читателя.
Алексей Павлович в ходе своего выступления вспомнил о своем сотрудничестве с о. Георгием, поделился теплыми воспоминаниями и историями из жизни.
Юрий Владимирович Пущаев (МГУ) сконцентрировал внимание в своем докладе на обращении к наследию Достоевского и Леонтьева, в частности, на издание и осмысление их работ в советские годы, фактически представив обширную реконструкцию развития советской мысли. Упомянул Юрий Владимирович и фигуру Генриха Степановича Батищева — советского философа-шестидесятника, крестного о. Георгия.
Мероприятие продолжил кафедральный вечер памяти о. Георгия. Своими воспоминаниями поделились о. Павел Хондзинский, Н. Ю. Сухова, Г. В. Бежанидзе, К. М. Антонов и многие другие.
Надежда Коренева и Арсений Буслаев рассказали о текущих проектах о. Георгия, которые в настоящее время реализуются силами их участников.
Круглый стол собрал более 40 человек — докладчиков, участников дискуссии и слушателей.
Коллектив кафедры благодарит всех пришедших разделить с нами это событие, выражает признательность всем принявшим участие в мероприятии и благодарит Ларису и Ксению Орехановых за оказанную поддержку.
Аудио-запись круглого стола доступна по ссылке