Накануне Нового 2020 года в издательской группе URSS вышла книга, посвященная русскому философу и писателю Константину Леонтьеву[1]. На протяжении многих десятилетий его имя было незаслуженно забыто. Его ренессанс пришелся на конец XX века, когда в России исчезло идеологическое давление и работы Константина Леонтьева стали активно издавать. О нём много писали, иногда называя его тексты пророческими. О политических и философских воззрениях Леонтьева рассказывает составитель вышедшей книги, автор предисловия и комментариев к ней доктор исторических наук Александр Репников.
Кто же такой Леонтьев?
— Константин Николаевич Леонтьев — философ, писатель, автор романов, рассказов, повестей. Некоторые, также, считают его богословом, но сугубо богословских трудов у него не наблюдается, поэтому, будет точнее сказать, что он религиозный философ и публицист. Ещё он был дипломат, сделавший неплохую карьеру, которую сам же разрушил в силу определенных жизненных обстоятельств. Как врач Леонтьев участвовал в Крымской войне (в 1854 году отправился добровольцем в Крым, а в 1857 уволился со службы).
Большое значение для Леонтьева имело эстетическое восприятие истории, религии, даже обыденной жизни. Он эстет, который пытался устраивать свою жизнь соответственно своим мечтам. Не всегда это получалось. У Леонтьева имелась очень любопытная, как мне кажется, черта. Он оценивал многих людей и многие события с точки зрения эстетики; с точки зрения наличия или отсутствия в них «героического» элемента.
Также Леонтьев представитель российского дворянства и, наконец, человек, достаточно оригинальных для своего времени взглядов. Мало кого из мыслителей XIX века можно назвать столь же парадоксальным и идущими не в ногу с эпохой. Зато после его смерти, во время Серебряного века, когда пробудился интерес ко всему необычному Леонтьева начали перечитывать и обсуждать. Над его произведениями, стали спорить и «ломать копья» представители русской религиозной философии, писатели, поэты, критики, публицисты, то есть можно сказать, что Серебряный век стал вторым рождением Леонтьева. Потом его опять вспомнили в 90-е годы ХХ века и периодически вспоминают сейчас.
Какие взгляды у него были?
Консервативные. Но на фоне других консерваторов его взгляды были весьма необычными. В XIX веке консерваторов в России было много и на любой вкус. Вспомнить того же Н.Я. Данилевского с его фундаментальной работой «Россия и Европа». Активно писал и действовал на государственном поприще К.П. Победоносцев — один из самых известных консерваторов. Были такие почти забытые ныне, как С.Ф. Шарапов, М.В. Юзефович, И.П. Корнилов, В.Д. Скарятин. Был прославившийся при жизни М.Н. Катков и были славянофилы и неославянофилы. Большинство консервативных мыслителей представлено в нашей энциклопедии «Русский консерватизм середины XVIII — начала ХХ века», вышедшей в 2010 году.
Леонтьев выделялся из консервативного лагеря. Он был несколько «в стороне» от всех в силу того, что никто из вышеперечисленных персонажей не воспринимал мыслителя, как своего. С ним общались, его печатали. Иногда появлялись рецензии (некоторые из них представлены в нашей книге). Так получилось, что он стоял в стороне от всех, был нетипичным консерватором и не укладывался в те рамки, которые уже сформировались, не примыкал полностью ни к одному из этих лагерей.
О чём он писал?
— Самая известная его работа «Византизм и славянство». Работа заключается в том, что Россия должна следовать традициям Византии, которые к тому времени были уже основательно позабыты и воспринимались как нечто косное.
Самое важное в том, что он заявил, что государство как растение, животное, человек, как любой живой организм, проходит несколько стадий: рождение, взросление, пик рассвета, потом увядание и гибель. Согласно изложенной Леонтьевым теории органического развития, один и тот же закон определяет ступени в развитии растительного, животного и органического мира, а также мира истории. Повинуясь этому закону, любое государство в своем развитии неизбежно проходит три стадии: 1) «первичная простота»; 2) «цветущая сложность»; 3) «вторичное смесительное упрощение». И именно в тот период, когда казалось, что Россия достаточно сильна, могущественна и ей впереди предстоит еще много великого, Леонтьев заявляет, что стране остался очень небольшой срок существования и все идет как раз к закату. Это многих консерваторов и славянофилов возмутило, вроде бы все достаточно стабильно, прошли позитивные изменения, страна живет, развивается и тут Леонтьев пророчит гибель. В одной из рецензий, которая вошла в сборник, рецензент прямо обругал Леонтьева: «Сквозь закоптелые очки старческого уныния господину Леонтьеву в яркий полдень лазурное небо показалось черной овчиной. Истомилась жизненность не в России, не в Славянстве, а в старом честолюбце-неудачнике. Напрасно волхв вызывает тени усопших народов, напрасно строит фалангу наук, — не разгадать ему жизнь, не указать ему её начало и конец, цель и содержание».
То есть он предвосхитил события 1917 года?
— Можно сказать и так, хотя он, конечно, этого и не знал. Но о социализме писатель тоже много размышлял. По сути, он предвосхитил даже не революцию, а глобализацию. Но самое интересное, что он замахнулся на то, о чем славянофилы писали позитивно. На мечту о единстве славянских народов: «Славянство есть, и оно численностью очень сильно; Славизма нет, или он еще очень слаб и не ясен… что такое племенное Славянство без отвлеченного Славизма?.. Неорганическая масса, легко расторгаемая вдребезги, легко сливающаяся с республиканской Всеевропой!». Леонтьев полагал, что славяне, освобожденные Россией от турецкого ига, идут по европейскому пути, что они будут тяготеть к Европе с ее политическими и культурными идеалами.
Какие факторы сформировали такие взгляды?
— Дипломатическая служба на Востоке. Наблюдение за его жизнью и традициями. Сдав в феврале 1863 г. консульский экзамен, Леонтьев, поступил в Азиатский департамент МИД. 15 октября 1863 он был назначен секретарем и драгоманом (переводчиком) российского консульства в Кандии (о. Крит). В 1864 г. нанес «оскорбление действием», ударив хлыстом французского консула Дерше, за его грубый отзыв о России. Получив выговор, Леонтьев, который впоследствии с гордостью вспоминал об этом своем поступке, был переведен в российское консульство в Адрианополь (1864–1866). 3 декабря 1865 г. он был назначен на должность в Белграде, но уже 1 января 1866 г. переведен на прежнее место в Адрианополь, да и сам он хотел оставаться на старом месте. Служил в Тульче, Янине, Салониках. Служба дала Леонтьеву ценный материал не только для цикла «восточных» литературно-художественных произведений, но и для формирования его взглядов, отразившихся в работе «Византизм и славянство». Характерно, что он заканчивает «Византизм и славянство» словами: «Довольно! Я сказал и облегчил себе душу!». В эту работу пытается вложить свои размышления не только про Византизм и Славянство, но и свои мысли о государстве, искусстве, литературе архитектуре. Это получилась квинтэссенция наблюдений, потому что до этого он больше писал художественные произведения, правда, напечатана его работа была в малоизвестном издании. Кстати, он собирал рецензии на свои работы и различные отклики в альбом, так как ему действительно хотелось сравнить мнения. Он был в определоенной степени и тщеславен! Но, также, на мой взгляд, он был сильно уязвлен, что его работы (в т.ч. «Византизм и славянство») были слабо замечены обществом.
Как современники относились к Леонтьеву?
— Неоднозначно. О нём упоминал Ф.М. Достоевский. С И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым он общался. Все относились к нему своеобразно. С одной стороны он привлекал внимание, с другой многие его опасения, современниками были не поняты. Есть хорошие книги об этом. Монография А.А. Королькова «Пророчества Константина Леонтьева» (СПб, 1991) и работа О.Д. Волкогоновой о Леонтьеве, вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей» в 2013 году. Там много написано об этом.
Почему к Леонтьеву обратились в Серебряном веке, кто его читал и комментировал?
— Значительная часть философов того времени отдала дань полемике с ним. Это Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский, В.В. Розанов и многие другие.
Хрестоматийными стали слова Леонтьева о необходимости «подморозить Россию», чтобы она не гнила. Эти слова, ужаснувшие некоторых современников мыслителя, вызвали удивительный, как мне кажется, резонанс у поэтов Серебряного века. Хлебников в статье «Западный друг» писал: «Возгласы о титаническом величественном столкновении заставляют вспомнить о Титанике, погибающем от льда, и о льдине Константина Леонтьева. Может быть, в Северном море еще плавают льдины. Может быть, для этого Леонтьев просил кого-то “заморозить Россию”». В воображении другого поэта Леонтьев сам «замерз в глыбе кристального льда». О.Э. Мандельштаму привиделся Леонтьев, как «колючий зверь, первосвященник мороза и государства. Власть и мороз. Тысячелетний возраст государства. Теория скрипит на морозе полозьями извозчичьих санок. Холодно тебе, Византия? … Если мне померещился Константин Леонтьев, орущий извозчика на снежной улице Васильевского острова, то лишь потому, что из всех русских писателей он более других склонен орудовать глыбами времени. Он чувствует столетия, как погоду, и покрикивает на них».
Только ли «Византизм и славянство» будет в вашей книге?
— Не только. В книге есть большой блок, рецензий современников и в этом присутствует особая «изюминка». Это не только отклики на работу «Византизм и славянство». Есть мнения, затрагивающие взгляды самого писателя. Среди авторов, чьи тексты вошли в наш сборник: Н.Н. Страхов, Н.П. Гиляров-Платонов, М.В. Леонтьева, Л.З. Слонимский, П.И. Аристов, Ю.Н. Говоруха-Отрок, Л.П. Лобов, И.И. Фудель, В.В. Розанов, Л.А. Тихомиров, А.А. Измайлов, А.А. Бурнакин, Н.А. Толстой, Л.А. Зандер. Есть несколько безымянных рецензий. Часть этих текстов никогда не переиздавалась. Читать их увлекательно; сталкиваются разные мнения и позиции. Одни Леонтьева хвалят, другие ругают и считают неудачником.
В чём актуальность Леонтьева сегодня и почему его сегодня переиздают?
— Во-первых, его работы это, все-таки, уже классика. То, что изучается в вузах, вошло в словари и энциклопедии. Леонтьев будит мысль. Его труды вызывали отклик у Достоевского, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Лескова, Флобера, Розанова, Мережковского, Струве, Милюкова, Бердяева, Бухарина и многих других. В одном из своих выступлений на Леонтьева сослался Президент России В.В. Путин.
Леонтьев писал о сегодняшних проблемах, о том, что развитие техники может погубить природу и человека. Глобализация опять же. По сути, у Леонтьева был прогноз той единой Европы, которую мы имеем сейчас со всеми ее противоречиями. Леонтьев писал о, так называемой, массовой культуре, предрекая, что это, к сожалению, в итоге восторжествует. То есть он протестовал против искусственного, «пластмассового мира», ему нужен был живой, активный, полный борьбы и ярких красок мир. Предлагаю читателю открыть нашу книгу, чтобы погрузиться в чарующий и необычный мир Константина Леонтьева. Мир удивительного сочетания неистового пламени и блистающего льда. Приобрести книгу можно на сайте издательства URSS. Книга вышла в мягкой и твердой обложке (издания отличаются только ценой, содержание идентично).
Подготовили Карина Календарева, Мария Скорина
[1] Леонтьев К.Н. Византизм и Славянство. Мир Константина Леонтьева глазами его современников и последователей / Составление, вступительная статья и комментарии А.В. Репникова. М.: ЛЕНАНД, 2020. – 240 с. Издание открывает многотомную серию «Общественно-политическая мысль России» (куратор серии к.и.н. Е.М. Мягкова). В серии будут представлены работы русских философов, политиков, экономистов и публицистов XIX–XX вв.