Выставочный проект Юрия Холдина с ежедневными экскурсиями Екатерины Даниловой «Дионисий в XXI веке»
События

Выставка будет работать с 15 ноября по 15 декабря по адресу г. Москва Гагаринский переулок, 4/2

 

Единственная за столетие профессиональная художественная съёмка фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре, давшая новую жизнь знаменитому памятнику и возможность видеть то, что недостижимо на месте пребывания оригинала.

Сами фрески, включённые в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, расположены в Вологодской области, в 570 км от Москвы, завершают собой эпоху небывалого расцвета иконописного искусства Святой Руси.

Юрий Холдин, оказавшийся в середине 90-х годов в далёкой от культурных центров вологодской глубинке в поисках образа, способного передать особое состояние переживаемого времени, вдруг почувствовал именно там,  как он может это сделать. Сделать как мастер фотоискусства, как искушённый, хорошо знавший дело издатель. Удивительно, что не на баррикадах вокруг Белого дома, а рядом со скрытым от шумных толп шедевром, он уловил «нерв» времени. В 1994-м он увидел знаменитые фрески впервые воочию и был настолько впечатлён открывшимся лично ему чудом, что это перевернуло всю его дальнейшую жизнь. Через год он вернулся снова в Ферапонтово с осознанным решением начать никому тогда не понятный, никем не поддерживаемый титанический труд.

Воспринятое послание Дионисия, он ощутил как особую миссию – показать широкой публике то, что человек в Ферапонтово не увидит даже при благоприятных условиях. Не увидит не только потому, что многие композиции высоко и теряются в сложном объёмном архитектурном пространстве древнерусского храма, не только потому, что по причине сохранности доступ ограничен временем короткой экскурсии. Вопрос был не в технической только стороне вопроса – гораздо глубже. Фрески существуют в условиях постоянно меняющегося света. А это и стало главной проблемой представления этого памятника едва ли не с начала ХХ века. Потому что это требовало осмысленного восприятия. Почти столетие с момента обращения внимания общества на это уникальное произведение не только как на «реликт, канувшей в лету культуры», а как на предмет высочайшего искусства, мысль самого Дионисия оставалась за полем зрения тех подходов, которые возобладали в работе с ним - техническая съёмка и копирование.

Юрий Холдин: «Фрески живут в световоздушной среде храма. Повторение их на языке живописи - по крайней мере, странная затея. Это невозможно. Копиист хочет повторить Дионисия, но у них разные мироощущения, вера, чувства, энергетика, темперамент, мазок... Искусство не может ставить перед собой задачу копировать другое искусство по определению. Произведения фотоискусства не претендуют на то, чтобы быть фресками Дионисия. Но как ни парадоксально, только это искусство может максимально точно донести до зрителя особенности фресок и окружающего их мира».

Что же касается фотографии, до Холдина фотографы исключали переменчивость дневного света, снимая фрески ночью при искусственном свете холодного спектра. Отсутствие взгляда художника, колориста при таком подходе, разрушило те смысловые акценты, которые раскрываются при естественном дневном освещении. Холдин впервые дерзнул работать с дневным светом, добиваясь ровного, однородного освещения, чтобы создать в огромном цикле, из более чем трёхсот работ, эффект одномоментного погружения зрителя в пространство собора. Постоянно экспериментируя, он нашёл особые приёмы, чтобы донести в своих фото-фресках едва уловимый глазом «нематериальный свет» стенописного шедевра. И определяющим в работе оказался найденный им полуденный, возникающий в диапазоне литургического времени камертон освещённости, при котором раскрывается колористическая гармония и возникает ощущение теплоты, которая обволакивает всякого человека, попадающего в пространство собора.

Сегодня зрителю выставок Холдина, открывших новый этап изучения времени и творчества Дионисия, доступно то, что не могли видеть даже его современники. Хотя, в отличие от нас, надо признать, что они были более просвещены. Нам же необходимы подчас немалые внутренние усилия, чтобы войти в мир его образов. Вторая составляющая проекта – лекции – будет помогать пройти зрителям этот путь.

Для выставки отобраны работы, позволяющие одновременно погрузиться в полноту и последовательность Ферапонтовского замысла Дионисия, проследить его логику, рассмотреть малодоступные композиции «глаза в глаза». При этом сохраняется сюжетная основа выставки, задуманная Юрием Холдиным. Свет, воздух, атмосфера, целостный образ древнерусского собора с несравненной стенописью в осмысленном взгляде мастера светописи обретают в пространстве современной культуры новую жизнь.

 

Источник Гильдия храмоздателей


Другие публикации на портале:

Еще 9