Дорогой владыка, позвольте задать Вам вопрос личного характера. Можете ли Вы привести пример из жизни, когда получали пользу, исполнив послушание, хотя поначалу душа была не согласна принять его?
Я не могу сравнить себя, скажем, с выступавшим сегодня опытным владыкой Дионисием, который общался со старцем Авелем и получал от него воодушевление. Но у меня в жизни был свой старец – это митрополит Минский и Слуцкий Филарет. По его благословению и благословению руководства Московской духовной академии я трудился под началом Его Высокопреосвященства в Синодальной богословской комиссии в период, когда владыка Филарет был ее председателем. Исполняя послушание референта Синодальной богословской комиссии, я также учился у митрополита Филарета послушанию, которое он проявлял, несмотря на то, что являлся опытным и весьма авторитетным архипастырем. Чрезвычайный авторитет этого человека не препятствовал его собственному духовному возрастанию, а опыт, приобретенный от учителей, первым из которых являлся для владыки Филарета митрополит Никодим (Ротов), помогал ему совершать путь послушания Церкви. Неслучайно в его росписи всегда присутствуют слова: «В послушании преданный». Мы все по-разному расписываемся: «С любовью о Господе», «Призываю на вас Божие благословение» и так далее, а он неизменно писал именно так: «В послушании преданный». Найдите старые документы с подписью митрополита Филарета – они есть в интернете, – и Вы сможете сами убедиться в этом.
Этот человек абсолютно вверил себя в руки Господа. Митрополит Филарет никогда не подчеркивал свое архиерейство, а вот свое послушничество Патриарху, которое очень много значило для него, всегда подчеркивал. Это один из тех примеров, который неизменно остается в памяти и о котором я могу свидетельствовать. Кроме, конечно же, примеров духовников, которые есть в жизни каждого человека. Для меня это были отцы Троице-Сергиевой лавры, где я нес послушание в течение тринадцати лет, сначала будучи студентом, а потом исполняя административные послушания в Московской духовной академии.
Но и сейчас Господь дает нам людей, которые своим примером указывают путь послушания. Сегодняшняя замечательная конференция является как раз видимым образом того, как игумены и игумении, архиереи и пастыри стремятся к важному осмыслению фундаментального понятия духовной жизни, коим является послушание.
И второй вопрос: кому должны оказывать послушание игумены и игумении? Все мы требуем послушания от братии и сестер, но можно ли научить их послушанию, не подавая личного примера в этом делании?
Вы сами же и ответили на свой вопрос. Игумены и игумении только тогда в подлинном смысле являются духовными руководителями монастырей, когда сами способны нести послушание пред Богом и священноначалием. Дорогой отец Мелхиседек, каждый раз встречаясь с клириками Смоленской епархии, обращаю внимание на то, что не только послушники монастырей, но и пастыри и даже архипастыри – все мы – должны иметь отцов-наставников. Без этого невозможно обойтись в духовной жизни. Сам я часто исповедуюсь епархиальному духовнику, регулярно посещаю старца в Троице-Сергиевой лавре и глубоко убежден в том, что у каждого священника должен быть свой духовник.
Фото: Владимир Ходаков
Подготовила Екатерина ОрловаИсточник monasterium.ru