По его словам, с каждым годом круг авторов и читателей «Даров» становится все шире, сам альманах «толстеет» (в новом выпуске больше 200 страниц, множество фотоиллюстраций высокого качества), а его создатели рады новым открытиям. В числе авторов «Даров-2018» – священнослужители и миряне из разных стран: России, Англии, США, Румынии, Венгрии.
«Дары-2018» открываются статьей митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра) «Божественная красота». Иерарх говорит о красоте как «первопричине и одновременно цели всех сотворенных существ», как об «объективном законе мира, открывающем нам Божественную славу» и утверждает, что «все люди причастны Божественной красоте благодаря тому, что созданы по образу и подобию Бога».
Размышления о красоте продолжаются в статье «Отблески славы» молодого богослова и философа Олега Давыдова (Владивосток). Эту работу С. Чапнин считает одним из важных свидетельств того, что современное богословие живет и развивается, что оно не сводится к «истории богословия» и трактовке известных концепций, но рождает самостоятельную свежую мысль. Ознакомив читателя с «интеллектуальным контекстом развития богословия красоты», автор статьи погружается в анализ богословских интуиций Урса фон Бальтазара о красоте.
Перечисляя «открытия» последнего выпуска, С.Чапнин назвал статью московского филолога Александра Кравецкого «Литургическая поэзия и ее читатели. Литературный авангард учит понимать богослужение». Как пояснил на презентации сам автор, «наступает время, когда богослужебные тексты станут просто читать». Но дело это непростое, и современному читателю будет легче к нему подступиться, если учесть, что литургическая поэзия построена по принципам авангардистской поэтики, считает А. Кравецкий.
Центральным материалом нового выпуска альманаха редколлегия считает материал о первой выставке «Святые неразделенной Церкви», которая проходила в Минске в декабре 2017-феврале 2018 гг. и Меморандум по итогам этой выставки. Как рассказала ведущий искусствовед содружества «Артос» Ирина Языкова, в этом тексте определены задачи и намечены перспективы многолетнего проекта, а также содержится обращение ко всем, кто поддерживает проект и полемизирует с его участниками. Меморандум подписали иконописцы из разных стран и другие участники проекта.
Один из разделов альманаха «Дары» традиционно посвящен церковной архитектуре. С. Чапнин обратил внимание на материал Анны Макаровой о церковной архитектуре Франции в ХХ веке. Автор рассказывает о поисках новых форм церковных зданий в общекультурном, философском и богословском контексте. А для главного редактора «Даров» особенно важно, что в основе архитектурных поисков лежит «отношение к литургии»: «от осмысления этого таинства выстраивается все стальное», акцент ставится на концепции «церковь – дом собрания верных». Эта статья будет интересна архитекторам православных храмов, которые тоже ищут новые пути, но, в условиях прерванной традиции церковного зодчества, «обречены либо копировать исторически отжившие формы, либо повторять ошибки бездумной модернизации», как пишет А. Макарова.
Издатели «Даров» понимают культуру широко, не обходя вниманием и общественно-значимые проблемы. Новый выпуск «Даров» готовился в год столетия русской революции, поэтому в альманахе нельзя было обойти эту тему, продолжила И. Языкова. Кирилл Александров подготовил материал «Хроника уничтожения. Сколько жизней стоил России большевизм и почему споры о Сталине – это дискуссия о будущем». «Часто говорят: сколько можно говорить о репрессиях, хватит! А мы говорим: нет, не хватит, и дело Юрия Дмитриева, который посвятил жизнь увековечению памяти жертв политических репрессий, а сейчас сам подвергается репрессиям, – свидетельство тому. Автор статьи показывает, что репрессии – это не просто издержки советской политики, но ее суть».
Вслед за «темой бесчеловечности» поднимается противоположная ей – статья «Пространство человечности» известного деятеля волонтерского движения Юрия Белановского. Автор анализирует российскую благотворительность – «явление молодое и дерзкое», которое уже стало «настоящей культурой – со своим профессиональным языком, учебниками, школами, профессиональным сообществом, ясными границами». По словам И. Языковой, это движение – «надежда России».
В «Дарах» нет специальной рубрики «Утраты года», но в каждом выпуске большое внимание уделено тем, с кем пришлось попрощаться. Протоиерей Сергий Овсянников, поэт и переводчик литургических текстов Анри Волохонский, историк Гелиан Прохоров, монах-иконописец Павел (Бесчастный) – им посвящены не традиционные некрологи, а пространные и теплые по интонации статьи, написанные друзьями.
На презентации выступили некоторые авторы нового выпуска «Даров». Искусствовед Наталья Лихтенфельд, подготовившая статью об опыте паралитургического искусства в театре Васильева, рассказала о беспрецедентном спектакле «Плач Иеремии» и о выставках церковного искусства, которые в свое время устраивал Васильев в театре. Скульптор Сергей Антонов стал инициатором обсуждения темы минимализма в христианском искусстве – его публикация по итогам круглого стола на эту тему продолжает дискуссию.
Эти и множество других материалов: о Музее современного христианского искусства, об архимандрите Софронии (Сахарове) как художнике и иконописце, о дискуссии о церковном искусстве в Румынии, о художественном творчестве епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия, и других можно обнаружить в новом выпуске «Даров».
Очевидно, что альманах «Дары» – это не просто еще одно новое издание, он стал центром притяжения для тех, кому интересна современная христианская культура, и сам стал явлением этой культуры. «Секрет альманаха «Дары» в том, что он стал «клубным» изданием - его авторы и читатели собираются вместе на выставках, лекциях, презентациях. Но это не закрытый «клуб» – дружная аудитория нашего издания постоянно растет. Сегодня нас читают не только в России, поэтому я думаю о том, чтобы подготовить издание альманаха на английском языке. Правда, те, кто не знают русского языка, пока довольствуются разглядыванием картинок. Но и это им очень нравится», – сказал «Благовест-инфо» главный редактор С.Чапнин.
В рамках ярмарки состоялась также первая презентация книги художника и катехизатора Лилии Ратнер «Искусство: язык Бога. От античности до авангарда» (М.: «Никея». 2018). Свои книги представили издательство Православного Свято-Тихоновского университета, «Никея», «Букос» и другие. Новые маршруты представили на ярмарке руководители паломнического проекта «Все движется любовью».
Источник sedmitza.ru