"Идеальные" епископы поздней античности: визуализация образа
События

При попытках определить, с чем было связано подобное конструирование, мы должны понимать, что все трое были непосредственно связаны  культом святого  Мартина, который был их небесным patronus. Стих Венанция был непосредственным диалогом со своим небесным покровителем. Чтобы лучше осознать сущность того, что хотели донести до своей читательской аудитории Сульпиций и Венанций, мы должны обратиться от текста к визуальному образу, а конкретнее, к мозаике «шествия мучеников» во главе со святым Мартином в Sant’Apollinare Nuovo. Мартин предстает перед позднеантичным созерцателем в образе благочестивого аристократа, являющегося patronus целого экзархата. Епископ становится центральной фигурой позднеантичного города, будь он в этом мире или пребывай он в мире потустороннем.  Культ святых  выступает одной из тех замечательных точек, где происходит соприкосновение классической аристократической и монашеско-аскетической традиций. Patronus человека поздней Античности (тем более аристократа) не мог быть простолюдином. По этой же причине Сульпиций, а за ним Венанций и равеннские мастера проводили намеренную «аристократизацию» образа святого Мартина. Для  церковной аристократии , набравшей силу, особенно в Галлии V в., было необходимо выстроить собственные христианские общины согласно привычным для их сословного менталитета социально-властным ценностям, при которых тип праведного заступника слабых и чудотворца в лице епископа общины отлично подходил на роль святого покровителя христиан. В VI в. же Галлия и ее Церковь были под властью Меровингов, и такие люди, как Григорий и Венанций, чувствовали необходимость поставить акценты на принадлежности епископов к миру старой сенаторской аристократии, которая переживала не лучшие годы. Отсюда и выходит идея «аристократизировать» образ Мартина, который, в отличие от Сульпиция, Григория и Венанция, был незнатного происхождения. Создание идеального образа в данном случае происходило неразрывно и в рамках культа святости. Такое конструирование опиралось на знатность и аскетические заслуги святого и было рассчитано на усиление лидерства и авторитета собственного сообщества  церковной аристократии , на поклонение мощам, которыми владели ее представители, и на создание назидательного репрезентативного образа, как для простых христиан, так и для сильных мира сего.

Продолжение: cyberleninka.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9