Однако в желаемом уединении преподобному Сергию удалось прожить лишь несколько лет, так как к нему стали собираться иноки, желавшие соподвизаться с ним и жить под его руководством. Так постепенно стал образовываться монастырь. Это послужило поводом к тому, что уже во время правления великого князя Иоанна Иоанновича Красного (1353-1359 гг.), второго сына Ивана Калиты, или даже раньше, по обеим сторонам от обители стали вырубаться леса и селиться земледельцы, поскольку никто им не препятствовал, а места полюбились. «Появились многочисленные поселения, изменившие прежний вид пустыни, не пощадившие ее и преобразившие в обширные пашенные угодья... Переселенцы построили деревни из многих дворов, засеяли поля и начали собирать урожаи; число окрестных жителей весьма умножилось» [1].
В дальнейшем, начиная со времени преемника преподобного Сергия — преподобного Никона, сам монастырь начинает приобретать вотчины благодаря все более возрастающим вкладам. Начинается интенсивный рост монастырского хозяйства. Все это требовало четкой и отлаженной системы управления, так как один келарь с помощником из числа братии уже не в состоянии был управляться с множество различных дел и попечений.
Так в монастыре начинают появляться монастырские слуги. Как пишет Е.Е. Голубинский, «слуги не были работниками или чернорабочими, как можно было бы подумать по имени, а именно чиновниками (работники же или чернорабочие назывались служебниками); они соответствовали дворянам и детям боярских государей и были совершенно тоже, что дворяне и дети боярские у архиереев»" [3]. Большое число слуг в монастыре было необходимо прежде всего для тех видов деятельности, которые представлялись затруднительными для лиц монашеского звания без помощи мирских чинов, например, «прикащичество» в торговле, промыслах — солеварении, рыболовстве, также в землеустройстве и земледелии, хождении по судам и многих иных попечений, весьма обременительных для монашествующих. Монастырские слуги также занимались делопроизводством — «письмоводительством», которое было вто время весьма объемным из-за «обширности хозяйства» Троице-Сергиева монастыря: так, Е.Е. Голубинский говорит о 96 письмоводителях в середине XVIII в.) [4].
Для содержания монастыря слуги назначались «вотчинными надзирателями» или приказчиками, что было впоследствии утверждено Стоглавым Собором, запретившим отправлять монашествующих по селам и вменив обязанность управления «добрым слугам» — приказчикам: «...А по селом бы архимандритом и игуменом, и старцом из монастырей неизходити. а в посельские посылати по селом слуг добрых, а будет каковы дела монастырские земские, или хлеба монастырскаго дозрети. или управы ради християнския и властем посылати старцов добрых на время, а не в посельские, а в посельские отнюдь непосылати чернцов. а нечто будут какие великие дела земские нужные, или управы деля християнские. яже не возмогут слуги и старцы управити. и властем. таковых ради дел. одинощи в году, или дващи. не возбраняется самем дозрити и управити. но паки вскоре в монастырь да возвращаются, а в объезд по селом никогда же не ездити. и пиров и даров на себя християном чинити не велеть» [5].
Монастыри наравне с помещиками и мирскими владельцами вотчин были обязаны поставлять рекрутов на военную службу, причем количество определялось из расчета один «человек на коне и в полном доспехе» с каждой сотни «четвертей доброй земли» (при Иоанне IV [6]). Таким образом, наличие монастырских слуг позволяло удовлетворить в том числе и воинскую повинность.
По своему происхождению монастырские слуги были отчасти из приписных к монастырю крестьян (монастырь выбирал из них лучших и производил в слуги, или, по-другому, в «служебники»), отчасти же из людей свободных и благородных — из государевых служилых людей, которые вместо службы государю хотели по каким-либо причинам поступить на службу в монастырь [7].
Возникшее сословие монастырских слуг или «архонтов», как их именует архидиакон Павел Алепский [8], селилось в основном по левому берегу реки Кончуры, к востоку от нынешних Введенской и Пятницкой церквей, вниз по течению (сейчас это ул. Митькина, бывшая ул. Нижняя), и образовало со временем так называемую
Служнюю слободу [9], возможно, уже во времена преп. Никона [10].
Последняя, постепенно увеличиваясь, разделилась на две слободы: Нижнюю (вышеупомянутая ул. Митькина), которая иначе называлась Чертольской слободой, или Чертольем, и Верхнюю [11] (современная Вифанская улица в г. Сергиевом Посаде). К концу XVI в. в Служней слободе проживало 159 монастырских слуг, каждый из которых имел своё, зачастую довольно обширное, хозяйство [12].
Очевидно, что для жителей Служней слободы нужна была своя приходская церковь, в которой могли бы совершаться, в том числе таинства и требы, неуместные в стенах монастыря. Как свидетельствует Е.Е. Голубинский, во времена преподобного Никона (1392-1428 гг.), впервой половине XV века была поставлена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей (память 10 ноября по новому стилю). Место, где была построена церковь, носило название Подола, или Дольнего места, из-за своего расположения в низине под горой Маковец с южной стороны монастыря. Как она выглядела в то время, нам неизвестно. Можно лишь предположить, что это была типичная для того времени небольшая деревянная церковь клетского типа. Богослужение и требы в ней, скорее всего, отправляли нанятые приходские священники. В качестве скромного приходского храма для монастырских слуг Введенская церковь просуществовала вплоть до первой половины XVI века.
Почему церковь была посвящена именно Введению, остается неясным. Можно только предположить, что поскольку территориально храм находился на подступах к Троицкому монастырю, «подоле», он мог служить своего рода «прологом», или «введением» — но это не более чем предположение, документально ничем не подтверждаемое.
Однако вопрос, почему придел Введенской церкви, который вскоре стал центральным престолом отдельно стоящего храма, был посвящен святой Параскеве, несмотря на такое же полное отсуствие документальных свидетельств, оказывается более понятным. Дело в том, что на Руси издревле святая великомученица Параскева была почитаема наравне со святителем Николаем Чудотворцем. Об этом красноречиво свидетельствуют древние рукописи: «Нет почти ни одной русской рукописи, — пишет доктор искусствоведения, профессор РМА им. Гнесиных Ю.К. Евдокимова, — где не было бы службы вмц. Параскеве. По объему гимнографического материала в русских рукописях святая сравнима разве только со святителем Николаем. Это свидетельствует о популярности святой на Руси. Тот факт, что таким известным в истории Православия мученицам как Евфимия, Варвара, Марина и др. была создана одна служба, которая в разных рукописях переписывались с небольшими вариантами, а вмц. Параскеве нам встретилось их не менее 15 (!), говорит об особо сильной на Руси традиции почитания святой. Св. вмц. Параскеве создано два тропаря и десятки их вариантов; 3 (!) кондака и три разных икоса к ним; три разных канона и более 150 гимнографических текстов» [13]. Прямое подтверждение особому почитанию св. Параскевы находится в вопросе некоего игумена Афанасия к митрополиту Киприану (1390- 1405 гг.): «следует ли или как следует поститься на Усекновение главы Иоанна Предтечи, на Воздвижение Честного Креста и в день святой Параскевы?» [14]
Храмы во имя нее назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получили также небольшие придорожные часовни. Почему личность именно этой святой оказалась столь близкой русскому человеку, сказать непросто. Возможно, ответ в изначальной жертвенности Богу святой мученицы, что перекликается с осознанием народом-богоносцем своей особой миссии. Может быть, здесь просто духовная связь со святой, которую невозможно формализовать или обосновать. Так или иначе, но известно, что русское купечество почитало великомученицу Параскеву своей покровительницей и строило вдоль торговых дорог храмы и часовни, чтобы сподручнее было, отложив на время мирские дела, зайти и помолиться о своих нуждах или, наоборот, поблагодарить за исполнение своих прошений [15].
Поскольку «архонты» монастыря, которых и была призвана окормлять церковь, имели самое непосредственное отношение к управлению имуществом монастыря, вполне можно предположить, что именно по их пожеланию и был освящен во Введенском храме, устроенном монастырем [16], придел св. великомученице Параскеве.
Можно также предположить следующее. Место, на котором была поставлена церковь, всегда было весьма оживленным — это был перекресток дорог из Москвы в Переславль и Александрову слободу и дороги из Дмитрова и Ростова. Соответственно, представлялось разумным дать возможность проезжающим купцам остановиться и поставить свечку святой покровительнице торгового дела.
Игумен Гедеон (Губка). Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - Сергиев Посад, Пятницкое подворье, 2007.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Па- хомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным. ЦНЦ «Православная энциклопедия» и Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - М., 1997. Гл. 10.
[2] Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. - М„ 1890. С. 210.
[3] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. - М., 1909. С. 133.
[4] Голубинский Е. С. 135.
[5] Стоглав. Глава 49, «О честных монастырех». Издание Д.Е. Кожанчикова. - СПб., 1863. С. 167-168.
[6] Это соотношение в разные времена колебалось, но в среднем оставалось 1-2 рекрута с сотни земли. См. Голубинский Е. С. 134.
[7] Подробно о монастырских слугах см. Голубинский Е. С. 135.
[8] См. примеч. 1, Голубинский Е. С. 133.
[9] Горский А. С. 35-36.
[10] Преображенский Ф. Историческая справка о храмах Введенского, что при Троице-Сергиевой лавре прихода //МЦВ. - 1892 - № 49. С. 755.
[11] Преображенский Ф. С. 755.
[12] Балдин В.И. Загорск Архитектурно-исторические памятники. - М., 1989. С. 17.
[13] Статья Евдокимовой Ю. К., доктора искусствоведения, профессора РМА им. Гнесиных, посвященная гимнографии св. Параскевы. Любезно предоставлена автором.
[14] Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Кн. 3. История Русской церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240 - 1589) отд. 1, гл. IV. - М., 1995. С. 164.
[15] Житие, акафист, а также народные обычаи и олбряды, связанные с почитанием святой великомученицы Параскевы Пятницы, см. в брошюре «Акафист святой великомученице Параскеве, нареченной Пятнице, с житием». - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. См. также в газете «Пятницкое подворье», 1996, ноябрь, № 5. С. 2-7.
[16] Горский А. С. 35.
Источник: stsl.ru