Китай
«Сияющая религия: первое рождение и первая смерть христианства в Китае»
Василий Чернов
Лекция о первом появлении христианства в Китае и его неудаче. Христианство приходило в Китай трижды, но и сегодня христиан в этой древней стране немного. Если в послевоенном Китае бедственное положение христианства можно списать на коммунистическое правление, то что помешало этой религии закрепиться или хотя бы сохраниться со времени первых проповедников Евангелия в Поднебесной? Что встало на пути миссионеров, в VI в. открывших Китай и христианство друг другу? Почему в одной стране христианская религия веками выживает перед лицом гонений, а в другой — исчезает без очевидных причин? Наконец, какой урок мы можем извлечь из драматической судьбы первых китайских христиан?
«Христианство и китайская культура» А. В. Ломанова — кажется, единственная русская монография, обстоятельно рассматривающая историю христианства в Китае. Особую ценность представляет акцент книги на диалоге христианства и китайской духовности, сложные противоречия и взаимоотношения Благой Вести и Поднебесной, способы «перевода Благой Вести на китайский».
А. В. Ломанов рассматривает историю китайского христианства от прибытия несториан (VII в.) до конца XIX в.
«Христианство в Китае: история и современность» Дацышева — очерк истории христианства в Китае: несторианство в Средневековье, католическая и протестантская миссия в Новое время, история православия в Китае, восстание тайпинов (китайских христиан-утопистов) — крупнейшая в мире крестьянская война и антихристианские выступления, христианство в Китае в XX в. и на современном этапе.
Особое внимание Дацышен уделяет влиянию на общественно-политическую жизнь Китая в XIX в. и проблемам возрождения христианства в наше время. Особо интересен анализ отношений китайской и европейско-христианской культур.
«Из истории христианства в Китае» Иванова — собрание статей об истории и современном положении христианства в Китае: распространение христианства в Китае, христианство в КНР и Тайване. Лидеры Гоминьдана Сунь Ятсен и Чан Кайши как протестанты. Особенности китаизированного христианства и синкретические религиозные движения. Православная миссия в Китае и переводы библейских и богослужебных текстов на китайский.
Япония
«Христианство в Японии: рождение, гибель, воскресение» Василий Чернов
Как случилось, что первая христианская миссия в Японии, сначала весьма успешная, закончилась катастрофой? Какие силы и обстоятельства привели японскую христианскую общину, всего за столетие выросшую почти до трехсот тысяч человек, к почти поголовному истреблению? Наконец, какова была судьба тех немногих, кто сумел сберечь свою веру среди гонений и в полной изоляции от всего мира?
«Цветущая ветка сакуры. История Православной Церкви в Японии» Сухановой — популярное изложение истории японского православия от свт. Николая Японского до наших дней. Деятельность святого равноапостольного Николая (Касаткина): создание и упрочение Японской Православной Церкви. Японская Православная Церковь в первой половине XX века (1912–1945 гг.). Японская Православная Церковь после Второй мировой войны.
Индия
«Загадки и уроки индийского христианства»
Василий Чернов
Почему истории изолированных человеческих сообществ вызывают такой интерес? Возможно, потому, что в них мы пытаемся разглядеть альтернативные варианты собственной исторической судьбы. Было ли всё предрешено или же могло пойти иначе? То, что нам кажется непреложным, — не есть ли это лишь одна из многих условностей, проявление культуры или стечение исторических случайностей?
История древнейшей христианской общины в Индии — ее членов еще называют «христианами святого Фомы» — отвечает на многие из этих вопросов, оставляя, однако, еще больше загадок. Как удавалось сиро-иранским христианам веками хранить свою идентичность среди гонений, в окружении древней и развитой нехристианской культуры? Почему контакт с европейцами в итоге расколол не только индийских христиан, но и белых колонистов? Наконец, как сложились судьбы осколков древней общины в дальнейшем?
Рождение, жизнь и смерть церквей
«Обобщающая» лекция Василия Чернова
Пятидесятницу часто называют днем рождения Церкви. Большинство христиан верят, что Церковь, возникшая в этот день почти 2000 лет назад, будет существовать до конца времен. Однако история свидетельствует, что подобная уверенность оправдана лишь отчасти. Известно множество примеров, когда большие христианские общины и даже целые поместные церкви исчезали с лица земли. Рушились стены храмов, гибли рукописи, забывалась духовная мудрость, и сегодня лишь археологи работают в тех местах, которые некогда считались оплотами веры…
Рождение и смерть связаны в нашем мире, и любая отдельно взятая христианская культура, единожды зародившись, начинает путь к своему концу. Завершение пути бывает разным. Церковь Северной Африки, подарившая миру блаженного Августина, была сметена вихрем завоевателей и обратилась в ничто. Византийское православие, исчезнув, дало жизнь целому сонму национальных духовных традиций. На Северном Кавказе христианская цивилизация умирала несколько веков из-за изоляции, культурного упадка и конфликтов могущественных соседей. Христианские общины Индии, Ирана, Египта смогли выжить, лишь замкнувшись в этноконфессиональные анклавы.
Почему история той или иной Церкви порой завершается? Чем определяется то, что будет в конце? Каким может быть итог исторического пути современных христианских Церквей? Историк религии Василий Чернов и психолог Наталья Скуратовская поделятся своими мыслями на эту тему.