Такфиристам не место в мусульманской общине
События

Впрочем, и основной докладчик по теме заместитель муфтия республики, председатель Религиозного совета ДУМ РСО-Алания Батраз Аршиев, и содокладчик раис-имам Правобережного района, член Религиозного совета ДУМ республики Сослан Борадзов, раскрыв заданную тему четко, ясно и обстоятельно, сполна ответили на все возникавшие поначалу вопросы. Можно сказать, разжевали. Оставалось только проглотить и переварить. В общем, как я уяснила для себя, такфир (обвинение в неверии) — это очень важный «инструмент» в руках провокаторов-смутьянов, которым достаточно оболгать кого-то, обвинив в неверии, и это может стать причиной очень серьезных проблем. И хотя правила вынесения такфира в исламе строги, четко расписаны и предполагают в каждом конкретном случае индивидуальный подход, а право выносить такфир принадлежит ученым, наделенным знаниями мужам, сегодня без всяких прав на то такое стали позволять себе самостоятельно и отдельные личности, которые только вчера впервые открыли Коран. Об этом сказал владикавказский имам Батраз Аршиев, отметивший, что вынесение такфира людьми несведущими и некомпетентными (выносить его посчитали себя вправе и те четверо ликвидированных боевиков, известные мусульманской общине как склонные к криминалу невежественные смутьяны) становится причиной расколов, кровопролития, нестабильности. «Основа всех проблем — это такфир», — вторил Батразу Аршиеву муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов.

Очень емкая характеристика такфира как инструмента в руках ИГИЛ приведена в одной из распространявшихся здесь же, на конференции, брошюр «ИГИЛ на весах шариата», изданной ДУМ РСО-Алания. Известный ученый г. Медины, преподаватель в мечети Пророка шейх Салих ас-Сухайми, назвавший ИГИЛ такфиристской и хариджитской (хариджиты — последователи одной из радикальных сект, относящих себя к исламу) группировкой, утверждает: «Они (ИГИЛовцы. — О. Р.) выносят такфир ученым и нашим правителям. Они заняты только лишь делом такфира. Это все, что они знают, и считают, что это и есть религия. Они были обмануты фетвами (богословско-правовое решение в исламе. — О. Р.), которые выносили некоторые глупцы, скрывающиеся за сценой… Эти люди — невежды, глупцы, молодые в годах, бестолковые в умах. Пророк… предостерегал от них (хариджитов)…» Вот именно такие люди позволяют себе распространять слухи и сплетни, подрывать авторитет компетентных богословов, обвиняя их огульно в неверии, распространять ложную информацию.

«Не каждый может определить, неверие перед ним или вера. Человек вчера начал делать намаз, а сегодня выносит такфир. Зараженные болезнью такфиризма теряют человеческие качества: сострадание, чувство вины. Ими распространяются нечестие и раскол в обществе. Нужно всегда спрашивать ученых людей и смотреть на последствия своих действий», — продолжил начатую тему Сослан Борадзов. Бесланский имам также отметил, что «ИГИЛовцы далеки от принципов Пророка, они действуют по принципу “кто не с нами, тот против нас”, и у них находятся глупые последователи». «Человек ищет то, к чему склонен, — вынес свой вердикт Сослан Борадзов. И продолжил: — Чтобы противостоять этой опасности, нужна консолидация мусульман, просвещение как религиозное, так и светское, выработка единой позиции».

Собственно, о выработке единой позиции и шла главным образом речь на конференции. Но прежде чем собравшиеся приняли обращение к мусульманам Республики Северная Осетия-Алания, муфтий Хаджимурат Гацалов признался: «Я сам раньше говорил, что часть молодых мусульман, примкнувших к ИГИЛ, были искренними в своих заблуждениях. Сейчас я смотрю на это по-другому». При нынешнем обилии доступной информации — СМИ, Интернет, знания духовных лидеров, которыми они щедро делятся («Заслуга наших имамов — комплексная идеологическая работа!») — искренне находиться в заблуждении, считает муфтий, просто невозможно. «В ИГИЛ уходят люди, подверженные страстям, невежды, которые выносят такфир своим братьям; ищут недостатки в других, обвиняют их в неверии… Они дискредитируют ислам, создают образ религии кровавой и агрессивной. Ислам — религия мира, добра. Пророк установил джихад не для крови, а для милосердия. Войны Пророка были бескровными. А последователи ИГИЛ изгоняют и убивают мусульман, отрубают им головы, топят их», — констатировал Хаджимурат Гацалов.

Муфтий призвал также своих братьев в исламе порицать порицаемое и одобрять одобряемое, быть ответственными друг за друга. «В нашей среде не должно быть тех, кто самостоятельно объявляет такфир, кто шепчется по углам, кто не слушает имамов. Погибшие в Чми не слушали имама… Всем нам нельзя молчать. Надо говорить: в нашей общине есть такой-то человек, он говорит то-то и то-то, черпает информацию из Интернета, не внимает тому, что говорят компетентные люди. Не порицая, мы потакаем. Когда мы говорим, что мы мусульмане, мы несем ответственность за нашу религию, за то место, где живем, друг за друга», — призвал своих единоверцев быть бдительными Хаджимурат Гацалов. В своем выступлении муфтий также акцентировал внимание на ответственности родителей тех сыновей, чьи дети придерживаются радикальных взглядов. К сожалению, родители таких молодых людей вместо того, чтобы хотя бы попытаться повлиять на своих чад, зачастую пытаются покрывать их, и эту проблему также нужно решать. Кстати, вот еще одна цитата в тему. Она из исследования «Причины радикализации и пути ее предотвращения» (с этой работой я познакомилась также на конференции) бывшего заместителя муфтия Северной Осетии и имама владикавказской мечети Расула Гамзатова, убитого в ночь с 16 на 17 августа 2014 года: «Практика показывает, что молодые люди, оставленные без воспитания и образования, выросшие в неблагополучных семьях и предоставленные самим себе, чаще всего бывают заложниками разного рода отклонений и крайностей». 

Все вышеизложенное объясняет причины принятия Религиозным советом РСО-Алания (в связи с событиями, произошедшими в республике, после анализа тенденции в религиозной среде последних лет, дабы уберечь мусульман от нежелательных последствий, а также с целью сплотить общину) обращения к мусульманам республики. Теперь имена тех мусульман, которые обвиняют в неверии своих единоверцев, не обладая для этого полномочиями и достаточным багажом знаний, не слушают своих имамов и не следуют их наставлениям, игнорируют решения и постановления Религиозного совета и Совета ДУМ РСО-Алания, распускают слухи и, обсуждая слова и действия людей за их спинами, пуская в ход необоснованные обвинения, намеренно вызывают к ним недоверие, тем самым раскалывают общину и приносят вред религии, невежественными высказываниями порочат авторитет признанных мусульманских ученых-богословов, дистанцируются от общины и мечети, своими безнравственными поступками дискредитируют ислам и мусульман, будут озвучиваться в общинах и публиковаться в СМИ, принадлежащих ДУМ РСО-Алания. Всякий, отмечается в обращении, кто совершает что-либо из перечисленного либо поддерживает тех, кто это совершает, заслуживает общественного порицания, так как совершает запрещенные в исламе действия, приводящие к расколу в общине с вытекающими из этого последствиями. «Этим мы предостерегаем от них и объявляем, что такие люди не из нашей общины, и считаем, что в дальнейшем община не должна нести за них ответственность», — сказано в документе.

И напоследок хотелось бы написать несколько слов о несомненно важной составляющей просветительской и идеологической деятельности Духовного управления мусульман РСО-Алания — об издаваемой ДУМ печатной продукции, в частности о брошюрах, распространявшихся в том числе и на конференции, таких как «Нет принуждения в религии», «ИГИЛ на весах шариата» (две брошюры — с извлечением из постановления Комитета старейших ученых КСА о террористических организациях ИГИЛ, Аль-Каида и подобных им группировках и с высказываниями авторитетнейших ученых уммы о так называемом халифате ИГ), «Фетва по ИГИЛ», «Фетва по Сирии» (именно в Северной Осетии первыми официально запретили мусульманам отправляться в Сирию). Как из кирпичиков складывается стена, так и из разных составляющих деятельности ДУМ постепенно складывается мощный заслон радикализации под исламскими знаменами. Кстати, книга самого Хаджимурата Гацалова «Россия и ислам: на острие атаки» — тоже звено из этой же цепи. Она, к слову сказать, получила в этом году национальную премию Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» (премия вручается за вклад в приумножение и распространение знаний о подлинном исламе, в достижение взаимопонимания между народами России и гармонизацию государственно-конфессиональных отношений). Поэтому, пользуясь случаем, поздравляем!

«Пульс Осетии», №38, сентябрь 2017 г.

Источник: http://www.kavkazgeoclub.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9