До сих пор продолжает вести реставрационную деятельность в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике Николай Брегман. Это ведущий специалист отдела ГосНИИР, реставратор высшей категории, член аттестационных комиссий по станковой, темперной живописи и декоративно-прикладному искусству, член реставрационного совета Министерства культуры РФ. Он вспоминает, что именно их плеяда реставраторов работала «на местах», не увозя иконы из церквей: «Потому как бывали частые случаи, когда памятники древнерусского искусства после их реставрации просто не возвращали обратно».
Многие иконостасы проходили через руки реставраторов ГосНИИР. Насколько это был сложный и уникальный процесс, можно судить по выставке, собранной в конференц-зале Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Сотрудникам государственного научно-исследовательского института реставрации всегда доверялось самое ценное. Так, в конце 1990-х именно им было поручено проведение работ по реставрации росписей Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы (Музей фресок Дионисия). Эти росписи принадлежат к числу наивысших достижений древнерусской художественной культуры. В итоге трехлетних комплексных исследований была разработана и реализована методика реставрации и консервации с щадящими методами очистки поверхности красочного слоя. О высочайшем уровне выполненных работ в Музее фресок Дионисия свидетельствует Государственная премия РФ 1999 года, полученная сотрудниками института. Реставрационными работами руководила Ольга Лелекова, реставратор, трудовая эпоха которой насчитывает не одно десятилетие.
«Наследие Ольги Лелековой – велико! – подчеркнул генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Ее достижения очевидны и общепризнаны – прежде всего по сохранению памятников православной древнерусской живописи, имеющих мировое значение. Два центральных проекта Ольги Лелековой, в которых она участвовала как руководитель и непосредственный реставратор – это реставрация и последующее сохранение росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтово (объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года) и комплекс работ над иконостасом Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497 года). Уникальный цикл ферапонтовских фресок 1502 года потребовал в качестве подготовительного этапа консервации детальное изучение техники и материалов Дионисия. Научный метод Ольги Лелековой позволил достичь впечатляющих результатов при выполнении этой реставрации. Коллектив из восьми участников проекта награжден Государственными премиями Российской Федерации за 1998 год».
При работе с иконостасом из Успенского собора, помимо собственно реставрации, был выполнен комплекс различных реставрационных действий, в том числе создание копий деисусного и праздничного рядов икон. Наряду с сохранением важнейшего памятника, результатом многолетней работы стал монументальный двухтомник, в котором подробно изложены результаты его исследования.
«Многолетняя работа со средневековыми памятниками на территории Русского Севера была для Ольги Лелековой лишь частью постоянной реставрационной и научной деятельности. Как реставратор с уникальным опытом и знаниями, она участвовала в работе специалистов в различных городах Советского Союза и за рубежом: в Финляндии, Филиппинах, во Франции и Германии. Ольга Владимировна – автор около ста работ, приглашенный эксперт в ведущих музеях мира, в том числе и в Лувре. Ее авторские методики практической реставрации ждут своих продолжателей, которые могли бы применить опыт и достижения Ольги Лелековой для сохранения древних живописных памятников в России и за рубежом», – подвел итог Михаил Шаромазов.
На выставке «Сохранение древнерусской живописи. 50 лет сотрудничества с ГосНИИР» посетители увидят фотографии икон, которые были восстановлены в разное время, а также смогут познакомиться с некоторыми аспектами современных подходов к сохранению художественно-культурного наследия древнерусских мастеров.
В конференц-зале Кирилло-Белозерского музея-заповедника представлены фотоматериалы по истории исследования и консервации стенописи Дионисия; традиционная документация, обязательная при реставрации памятников, а также новые формы, используемые при реставрации: макрофотографии, микросъемка красочного слоя, дающая представление о палитре мастеров, современные формы цветной цифровой фотофиксации, большие по масштабу воспроизведения фрагментов живописи, недоступные взгляду обычного посетителя.
Источник http://blagovest-info.ru