Как сообщил, представляя издание, его составитель, речь идет не только о письмах о. Павла Флоренского (1882-1937) – священника, богослова, философа, искусствоведа, теоретика культуры, математика, физика, но и об эпистолярном наследии трех его собеседников и сокамерников, заключенных СЛОНа, расстрелянных в октябре-декабре 1937 года. По словам П.В. Флоренского, все они – люди «отнюдь не рядовые»: это профессор, химик Роман Николаевич Литвинов; инженер, один из создателей Урало-Кузбасского комбината Николай Яковлевич Брянцев; один из создателей Единой гидрометеослужбы СССР Алексей Феодосьевич Вангенгейм.
К выходу этих книг привело «сочетание чудес», сказал П.В. Флоренский, подчеркнув, что в чудесах-то он разбирается, и напомнив в связи с этим еще один свой титул – член так называемой «Комиссии по чудесам» (Экспертной рабочей группы по чудесным знамениям при Богословской комиссии Русской Православной Церкви – прим. ред.) По его словам, хранить письма заключенных было опасно, но его бабушка Анна Михайловна, жена о. Павла Флоренского, сохранила письма мужа, спрятав их в тот момент, «когда грабили библиотеки». Письма Литвинова, Брянцева и Вангенгейма также сохранились в их семьях, и «ко мне они пришли чудом», вспоминал П.В. Флоренский.
Он обратил внимание на особенность этих писем родным из лагеря: «Они писали как будто из командировки. В письмах нет ужасов лагерной жизни, но не только из-за цензуры. Эти письма близким полны любви, они исполнены удивительной силы духа, ощущения глубины и гармони бытия. А ведь написаны они в таком страдании и в полном понимании, чем все кончится. Но, судя по письмам, все у них было хорошо, на Соловках собрался цвет интеллигенции». П.В. Флоренский показал на презентации фотографии не только своей семьи, но и семей сокамерников деда – именно для того, чтобы познакомить с теми, кто сохранил письма и сделал возможной их публикацию.
Анализируя сто соловецких писем деда, внук обратил внимание на многочисленные упоминания имени Вернадского (30 раз) и Пушкина (более 20 раз). Причем, как правило, это не просто единичные упоминания, а развернутые рассуждения, связанные с этими именами. Что касается академика В.И. Вернадского, то общение с ним в 1920-е гг. играло большую роль в жизни и исследованиях о. Павла Флоренского, и это было взаимно. Пушкина же о. Павел «ставил выше всех», сказал внук священника. В соловецких письмах с именем Пушкина связаны глубокие рассуждения о. Павла о поэзии, о русской литературе, о музыке. В 1937 г., когда в СССР было решено торжественно и официально отметить столетие гибели Пушкина, о. Павел видел в этом событии некий «перелом», он писал: «Юбилей Пушкина спас Россию, я в этом убежден». К сожалению, этот юбилей не спас самого священника – он был расстрелян именно в 1937 г., хотя долгое время семью вводили в заблуждение, что это случилось в 1943 г.
Подчеркнув, что место для презентации – Музей А.С. Пушкина– выбрано не случайно, П.В. Флоренский зачитывал выдержки из писем деда, в которых упоминается «солнце русской поэзии». Например: «…Получена газета, наполненная Пушкиным. Можно чувствовать удовлетворение, когда видишь хотя бы самый факт внимания к Пушкину. Для страны важно не то, что о нем говорят, а то, что вообще говорят; далее Пушкин будет говорить сам за себя и скажет все нужное. Но с этим удовлетворением связывается горечь, неразумная горечь о судьбе самого Пушкина. От нее не умею отделаться. Но называю неразумной, потому что на Пушкине проявляется лишь мировой закон о побивании камнями пророков и постройке им гробниц, когда пророки уже побиты. Пушкин не первый и не последний: удел величия – страдание, – страдание от внешнего мира и страдание внутреннее, от себя самого. Так было, так есть и так будет…»
П.В. Флоренский прокомментировал и другие аспекты изданной переписки. Например, трое сокамерников о. Павла никогда не упоминали в письмах родным его имени (правда, Литвинов однажды проговорился, назвав Флоренского) – это было запрещено и опасно для всех. В письмах самого о. Павла не встретишь слова «Бог», и это озадачивает читателей. Но, по словам выступавшего, надо помнить, что это слово тоже было под запретом, а кроме того, священник не хотел писать его с маленькой буквы. Церковных реалий тоже нет в соловецких письмах, но когда семья Флоренских получала письмо со строками «…в наш Посадский праздник…», все понимали, что речь идет о празднике Троицы.
На презентации выступили представители издателей: доктор философских наук Виктор Фролов от «Международного центра Рерихов» и учредитель издательства «Серебро слов» Сергей Антипов. Последний выразил надежду, что интерес к изданию будет большим, и изначально столь небольшой тираж будет допечатываться.
Соловецкие письма публикуются с обширными комментариями, сопроводительными статьями и справочным аппаратом. Особое значение имеет видовой ряд издания: документы и фотографии о концлагере, природе Соловков, портреты близких и родственников узников.
Юлия Зайцева
Источник http://www.blagovest-info.ru