Книжная суббота. Священное в повседневном: двухсоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского.
События
Книга посвящена проблеме авторской позиции в произведениях Ф.М. Достоевского, анализу структуры образа и ее функций в его текстах. Описывается двусоставный образ Достоевского, скрывающий под современным обликом вечный лик, и главное— конкретные средства и пути создания такого образа. Двусоставный образ одновременно служит средством ориентации в современности и способом воспринимать базовые тексты европейской и русской культуры— Ветхий Завет и Евангелие— без эстетической отстраненности, этически и эмоционально сопричастно, как описание происходящего в данную минуту. Анализ структуры слова персонажа и повествователя, анализ образа, создаваемого Достоевским, позволяет выявить те места, где обнаруживается авторская позиция, не выраженная в прямом дискурсе.
Предисловие.
О значении Достоевского в XXI веке.
Об искусстве как целом.
Образ как основное.
Онтология образа.
«Глубина» образа.
Запад и восток о Богоявлении: пространство.
Картины и икона в пространстве.
Образ пространства: рай и ад в произведениях Ф.М. Достоевского 1860-х годов.
Авторская позиция и структура образа в произведениях Достоевского.
Воскрещение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа.
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Образ Христа в произведениях Ганса Гольбейна Младшего, Достоевского и Блока:
некоторые аспекты оперативной поэтики.
Что такое «оперативная поэтика»?
Феномен Достоевского на рубеже XIX–XX веков.
Картина Ганса Гольбейна-младшего«Христос в могиле».
в структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот»: .
после знакомства с подлинником.
Образы произведений Достоевского в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
«Братья Карамазовы»: Опыт микроанализа текста.
«Ошибка героя» как особый прием в произведениях Ф.М. Достоевского.
Пушкинские цитаты как введение в проблематику «Великого инквизитора».
Басня о луковке и проблема апокатастасиса в романе.
«Братья Карамазовы».
О функциях имен в произведениях Ф.М. Достоевского.
Пунктуация как художественный прием и способ выражения авторской позиции: .
к проблеме текстологии произведений Ф.М. Достоевского в XX Веке.
Ударения в «Двойнике».
«Опечатка во всех источниках».
«Бесы».
«Подросток»: «только открывающая кавычка».
«Братья Карамазовы»: прямая речь и пропавшее чудо.
Элемент художественного текста как ключ.
к анализу произведения: концепт, цитатат, эпиграф.
«Бедные люди» и «злые дети».
Камни в романе«Братья Карамазовы».
«Отцы и учители…».
Онтология семьи в произведениях Ф.М. Достоевского: .
«Случайное семейство», «святые воспоминания» и «живая жизнь».
«Братья Карамазовы» как роман о счастливом браке.
Художественные тексты в составе «Дневника писателя Ф.М. Достоевского:
контекстный анализ.
«Сон смешного человека».
«Кроткая».
«Мальчик у Христа на елке».
«Мужик Марей».
Специфика образа Ф.М. Достоевского.
«Реализм в высшем смысле» и символизм: Структура образа у Ф.М. Достоевского, Вяч. Иванова, А.А. Блока.
«Анна Каренина» и русско-турецкая война: Образ мира и человека в восприятии Толстого и Достоевского.
Доступ к философии Достоевского.
О гармонии.
«Мир спасет красота…».
Достоевский о всемирности и всечеловечности русского человека.
Органическая философия Достоевского: Церковь и Государство как идеалы общественной мысли.
Слова и поцелуй Христа в «Великом инквизиторе».
Заключение.
Библиографические примечания.
Список иллюстраций.
Ссылка на ресурс с текстом книги
Предисловие.
О значении Достоевского в XXI веке.
Об искусстве как целом.
Образ как основное.
Онтология образа.
«Глубина» образа.
Запад и восток о Богоявлении: пространство.
Картины и икона в пространстве.
Образ пространства: рай и ад в произведениях Ф.М. Достоевского 1860-х годов.
Авторская позиция и структура образа в произведениях Достоевского.
Воскрещение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа.
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Образ Христа в произведениях Ганса Гольбейна Младшего, Достоевского и Блока:
некоторые аспекты оперативной поэтики.
Что такое «оперативная поэтика»?
Феномен Достоевского на рубеже XIX–XX веков.
Картина Ганса Гольбейна-младшего«Христос в могиле».
в структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот»: .
после знакомства с подлинником.
Образы произведений Достоевского в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
«Братья Карамазовы»: Опыт микроанализа текста.
«Ошибка героя» как особый прием в произведениях Ф.М. Достоевского.
Пушкинские цитаты как введение в проблематику «Великого инквизитора».
Басня о луковке и проблема апокатастасиса в романе.
«Братья Карамазовы».
О функциях имен в произведениях Ф.М. Достоевского.
Пунктуация как художественный прием и способ выражения авторской позиции: .
к проблеме текстологии произведений Ф.М. Достоевского в XX Веке.
Ударения в «Двойнике».
«Опечатка во всех источниках».
«Бесы».
«Подросток»: «только открывающая кавычка».
«Братья Карамазовы»: прямая речь и пропавшее чудо.
Элемент художественного текста как ключ.
к анализу произведения: концепт, цитатат, эпиграф.
«Бедные люди» и «злые дети».
Камни в романе«Братья Карамазовы».
«Отцы и учители…».
Онтология семьи в произведениях Ф.М. Достоевского: .
«Случайное семейство», «святые воспоминания» и «живая жизнь».
«Братья Карамазовы» как роман о счастливом браке.
Художественные тексты в составе «Дневника писателя Ф.М. Достоевского:
контекстный анализ.
«Сон смешного человека».
«Кроткая».
«Мальчик у Христа на елке».
«Мужик Марей».
Специфика образа Ф.М. Достоевского.
«Реализм в высшем смысле» и символизм: Структура образа у Ф.М. Достоевского, Вяч. Иванова, А.А. Блока.
«Анна Каренина» и русско-турецкая война: Образ мира и человека в восприятии Толстого и Достоевского.
Доступ к философии Достоевского.
О гармонии.
«Мир спасет красота…».
Достоевский о всемирности и всечеловечности русского человека.
Органическая философия Достоевского: Церковь и Государство как идеалы общественной мысли.
Слова и поцелуй Христа в «Великом инквизиторе».
Заключение.
Библиографические примечания.
Список иллюстраций.
Ссылка на ресурс с текстом книги