Представитель Русской Церкви при Совете Европы не считает, что запрет минаретов в Швейцарии ограничивает религиозную свободу
События
«Обвинять Швейцарию в том, что она каким-то образом дискриминирует
исламское меньшинство, это, по крайней мере, односторонне. Во-вторых, в
Швейцарии нет никаких ограничений на создание молитвенных помещений ни
для христиан, ни для мусульман, ни для последователей других религий», — заявил отец Филарет, комментируя
итоги прошедшего на днях в Швейцарии референдума, в ходе которого
большинство жителей страны высказалось против возведения новых
минаретов.
Как отметил далее священник, крупнейшие города Швейцарии имеют «достаточно просторные мечети с абсолютно видимыми минаретами, поэтому говорить об ограничении права на вероисповедание здесь можно только со многими и многими оговорками».
Представитель Церкви указал и на то, что Швейцария дала приют огромному количеству выходцев с Балкан, в первую очередь, мусульманского происхождения, «и делала это сознательно — не из экономических соображений, а из соображений политической, социальной защиты, когда на Балканах шли военные действия».
«Вопрос минаретов — это не вопрос религиозной свободы, это вопрос политического присутствия в стране людей определенного вероисповедания и национальности, а, учитывая огромные темпы исламизации, видимые знаки присутствия мусульман будут в том числе иметь и политический оттенок», — сказал отец Филарет.
По его мнению, в данном случае вопрос минаретов «может становиться предметом общественной дискуссии, в том числе референдума». На референдуме жители Швейцарии проголосовали против изменения иммигрантами традиционного культурного пространства, подчеркнул священнослужитель.
«Когда сейчас многие мусульманские государства высказываются категорически против проведенного референдума и его результатов, хочется напомнить, что в странах с подавляющим исламским большинством существуют серьезные ограничения на строительство христианских храмов — видимых знаков христианского присутствия», — сказал отец Филарет.
Он напомнил также о ситуации в Турции, которая является членом Совета Европы «и где уже много лет не могут открыть богословскую православную школу, где вмешиваются в вопрос о том, каким титулом себя величает Патриарх Константинопольский».
«Я уж не говорю о странах типа Саудовской Аравии, против ситуации в которой практически никто из западного, ни тем более исламского мира не выступает и не обсуждает проблемы прав человека», — подчеркнул собеседник агентства.
В то же время, как считает он, итоги референдума в Швейцарии ставят вопрос о том, «насколько вопросы ограничения прав меньшинств можно выносить на всенародное обсуждение».
«Сам референдум проводился достаточно некорректно, в первую очередь я имею в виду рекламу, которая использовалась сторонниками запрета на строительство новых минаретов. Плакаты, которые развешивались, на мой взгляд, были похожи на антиисламские карикатуры, в свое время породившие такую бурю негодования как в Европе, так и в исламском мире», — сказал отец Филарет.
По его словам, с одной стороны, декларируется принцип верховенства закона, «и в данном случае он был абсолютно соблюден в Швейцарии, а с другой — то, что подавляющее большинство может, используя демократические институты, ограничивать определенные права меньшинств, зафиксированные международными соглашениями».
Говоря далее на эту тему в более широком смысле, священник отметил, что современная Европа «так и не смогла определиться ни со своими корнями, ни со своей историей, когда документы, разрабатываемые узкой группой профессионалов в сфере законодательства, прав человека, во многом не отражают существующие исторические, религиозные, национальные реалии современного европейского общества».
Он привел в пример недавнее решение Страсбургского суда запретить распятия в школах Италии. «В данном случае международные институты не могут служить гарантом общественной стабильности и спокойствия, какими они должны быть», — подытожил отец Филарет.
Как отметил далее священник, крупнейшие города Швейцарии имеют «достаточно просторные мечети с абсолютно видимыми минаретами, поэтому говорить об ограничении права на вероисповедание здесь можно только со многими и многими оговорками».
Представитель Церкви указал и на то, что Швейцария дала приют огромному количеству выходцев с Балкан, в первую очередь, мусульманского происхождения, «и делала это сознательно — не из экономических соображений, а из соображений политической, социальной защиты, когда на Балканах шли военные действия».
«Вопрос минаретов — это не вопрос религиозной свободы, это вопрос политического присутствия в стране людей определенного вероисповедания и национальности, а, учитывая огромные темпы исламизации, видимые знаки присутствия мусульман будут в том числе иметь и политический оттенок», — сказал отец Филарет.
По его мнению, в данном случае вопрос минаретов «может становиться предметом общественной дискуссии, в том числе референдума». На референдуме жители Швейцарии проголосовали против изменения иммигрантами традиционного культурного пространства, подчеркнул священнослужитель.
«Когда сейчас многие мусульманские государства высказываются категорически против проведенного референдума и его результатов, хочется напомнить, что в странах с подавляющим исламским большинством существуют серьезные ограничения на строительство христианских храмов — видимых знаков христианского присутствия», — сказал отец Филарет.
Он напомнил также о ситуации в Турции, которая является членом Совета Европы «и где уже много лет не могут открыть богословскую православную школу, где вмешиваются в вопрос о том, каким титулом себя величает Патриарх Константинопольский».
«Я уж не говорю о странах типа Саудовской Аравии, против ситуации в которой практически никто из западного, ни тем более исламского мира не выступает и не обсуждает проблемы прав человека», — подчеркнул собеседник агентства.
В то же время, как считает он, итоги референдума в Швейцарии ставят вопрос о том, «насколько вопросы ограничения прав меньшинств можно выносить на всенародное обсуждение».
«Сам референдум проводился достаточно некорректно, в первую очередь я имею в виду рекламу, которая использовалась сторонниками запрета на строительство новых минаретов. Плакаты, которые развешивались, на мой взгляд, были похожи на антиисламские карикатуры, в свое время породившие такую бурю негодования как в Европе, так и в исламском мире», — сказал отец Филарет.
По его словам, с одной стороны, декларируется принцип верховенства закона, «и в данном случае он был абсолютно соблюден в Швейцарии, а с другой — то, что подавляющее большинство может, используя демократические институты, ограничивать определенные права меньшинств, зафиксированные международными соглашениями».
Говоря далее на эту тему в более широком смысле, священник отметил, что современная Европа «так и не смогла определиться ни со своими корнями, ни со своей историей, когда документы, разрабатываемые узкой группой профессионалов в сфере законодательства, прав человека, во многом не отражают существующие исторические, религиозные, национальные реалии современного европейского общества».
Он привел в пример недавнее решение Страсбургского суда запретить распятия в школах Италии. «В данном случае международные институты не могут служить гарантом общественной стабильности и спокойствия, какими они должны быть», — подытожил отец Филарет.