24 февраля - 20 марта: Выставка Юрия Холдина "Много званых". Экспозиция-презентация проекта "Свет фресок Дионисия - миру"
События

Современной России - наследнице богатейшей культуры есть, чем гордиться, но далеко не всякое творческое явление, из тех, что включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, мы можем показать всему миру. Показать именно так, чтобы зритель мог сказать: "Мы видим глазами самого художника, сотворившего чудо". Именно эта участь - большой отдалённости от культурной столицы не миновала и знаменитые фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. О проекте фотохудожника Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия - миру", который ровно 10 лет назад впервые предстал перед толпами московских ценителей искусства в залах Государственной Третьяковской галереи, за долгие годы его передвижного экспонирования по различным российским и зарубежным площадкам, сложилось устойчивое впечатление как о новой жизни Ферапонтовского шедевра.

Нестроения в духовно-политической жизни Москвы в конце XV века побудили самого почитаемого в те годы столичного иконописца удалиться в монастырь, расположенный в небольшой вологодской деревне, где он создал творение, ставшее вершиной выражения духовных и художественных идеалов Святой Руси. На фоне невероятного масштаба утрат произведений этой эпохи, принадлежащих кисти Феофана Грека, преподобного Андрея Рублёва и их сподвижников, Дионисию повезло значительно больше. Он был очень плодовит, но сохранилось немного, а в целостности и первозданности до нас дошли только фрески Ферапонтова монастыря, благодаря трудам в нём Дионисия прославленного, но по-прежнему остающегося малодоступным для широкой аудитории.

В чём же подлинное значение светоносной стенописи великого мастера, художественные достоинства работ которого сопоставимы с творениями его европейских современников - Микеланджело и Леонардо да Винчи? Могли ли мы, преемники его уникального наследия, понять и оценить гений Дионисия, многие десятилетия видя и изучая его фрески по субъективным копийным интерпретациям или полиграфическим оттискам с искажённой цветопередачей? Не говоря уже о неизбежной фрагментарности знакомства с оригиналом: проблема сохранности древнего памятника ограничивает время рассматривания трёхсот стенописных композиций до 15-30 минут. Да и возможности увидеть с пола, образы, расположенные на большой высоте, невелики. При большом авторитете в узком кругу специалистов, для широкой публики имя великого иконописца так и оставалось на обочине истории, пока не возник материал, позволивший не только говорить, но и видеть воочию, что Дионисий - это не имя, принадлежащее истории культуры Вологодской области или деревни Ферапонтово, а имя России.

Успех выставки и изданий Холдина, бесспорные достижения созданного им материала, казалось, не могли не обратить на себя внимания тех, кто за сохранение великого достояния национальной культуры отвечает перед народом? Ведь создан беспрецедентного уровня и качества материал, позволивший неперемещаемую ценность переместить во времени и в пространстве. И надо сказать, что это произошло в истории искусства впервые, а значит не с чем сопоставить. Через пять веков Дионисий вернулся в Москву, стал изучаем и доступен. Жизнь его творения спустя столетия озаряет нас светом с новой силой, давая возможность доступности к созерцанию замысла великого художника в полноте, недостижимой в месте бережно хранимого оригинала.

Развитие дела не останавливалось, даже после трагически оборвавшейся жизни Холдина, создавшего команду единомышленников для его творческого продолжения. Завершение печати Ферапонтовского цикла фотохудожника длилось 8 лет после его трагического ухода. Казалось бы - это фотография, предполагающая возможность тиражирования. Как понять столь долгий процесс печати? И почему все эти годы поднимается вопрос о неповторимости цвето-колористического повтора печати на том качественном уровне, как это удалось специалистам, подготовленным Холдиным к завершению начатого им труда? Вопросов много, и они требуют внимательного взгляда и анализа, ведь решены задачи, никогда прежде не возникавшие в истории мирового фотоискусства при выставочном представлении подобных памятников. Высокий художественный потенциал в равной степени, как и просветительская программа работы с проектом, за последние годы оказались широко востребованы образовательными учреждениями страны.

Фонд "Фрески Руси", многие годы работающий с проектом "Свет фресок Дионисия - миру", при поддержке ЦС ВООПИиК с 24 февраля по 20 марта 2016 года приглашает всех, неравнодушных к будущему нашей культуры и проблемам образования наших детей на особую акцию, устраиваемую ради объяснения многих накопившихся о выставке вопросов. Наше приглашение обращено ко всем ценителям русского искусства, особенно к тем, кто отвечает сегодня за сохранение нашего национального культурного наследия. Мы приглашаем к диалогу, чтобы совместными усилиями найти возможность - обеспечить общедоступность и сохранение полного Ферапонтовского цикла Юрия Холдина для музейного фонда Москвы.

http://www.dionisy.ru

Тел. для аккредитации прессы: 8(495) 695-07-06, csvoopik@mail.ru (ЦС ВООПИиК)

8-910-426-81-45, vcfr@bk.ru (Фонд "Фрески Руси")

***

Справка:

Дионисий (от 1430-1440 до 1502-1508)

Творчество Дионисия получает широкую известность и признание современников с шестидесятых годов XV века. Самые ранние из известных работ художника - фрески собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре созданы между 1467 и 1476 годами. В 1481 году Дионисий создает фрески и иконостас Успенского собора Московского Кремля. Приблизительно в то же время им написаны иконы для деисусного чина Спасо-Каменного монастыря. Во второй половине восьмидесятых годов XV века Дионисий расписывает Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря и создает иконы для иконостасов нескольких церквей этой обители. После 1483 года (точное время не установлено) Дионисий работает над фресками церкви Спаса в Чигасовом монастыре. В 1499/1500 годах им написаны иконы для Павло-Обнорского монастыря: "Спас в силах", "Распятие", "Уверение Фомы". Большая часть работ, известных по историческим источникам, не дошла до нашего времени. Сохранились некоторые иконы его письма. Среди них "Одигитрия" московской церкви Вознесения, "Сошествие во ад", образ "Одигитрии" и другие иконы из иконостаса церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (около 1502). Из приписываемых Дионисию наиболее известны житийные иконы "Дмитрий Прилуцкий" из Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой, "Митрополит Петр" и "Митрополит Алексий" из Успенского собора Московского Кремля. В этой связи поистине бесценен дошедший до нас в уникальной сохранности и почти в первозданном виде полный цикл фресок собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502), который расположен в 570 км к северу от Москвы (ныне Вологодская область).

http://blagovest-info.ru/


Другие публикации на портале:

Еще 9