Социальная доктрина Русской Церкви выросла из антицерковных гонений ХХ века — игумен Филарет (Булеков)
События
История Церкви
История Русской Православной Церкви
Новейший период истории Русской Православной Церкви
«Опыт столкновения с тоталитарными режимами в минувшем веке побудил
нашу Церковь начать работу над формулированием православной социальной
доктрины», — пишет игумен Филарет в своей статье в рамках межхристианской дискуссии о правах
человека.
По его словам, после десятилетий ограничений Церковь «прежде всего должна была осмыслить свои отношения с внешним миром в богословских и религиозно-нравственных категориях, опираясь на Священное Писание и церковное Предание», и появившиеся уже в начале 2000-х «Основы социальной концепции» и «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека» стали свидетельством «возрождения Церкви, которой пришлось в течение столетия буквально выживать, причем в условиях нескольких, до противоположности разных, политических режимов».
«В этих документах отражено православное понимание Церкви в современном мире, в конкретных социально-культурных условиях ее нынешнего бытия, но — что немаловажно отметить — самопонимание нашей Церкви, свободное от каких-либо внешних, сугубо светских, в том числе обслуживающих государство, идей и концепций», — отмечает представитель Московского Патриархата.
При этом он призывает обратить внимание на то, что оба документа — «лишь первые опыты православных в жанре христианского "социального учения", то есть многие важные темы в них пока еще только намечены или получили лишь самую первую разработку».
«Предстоит еще большая работа, результат которой связан не только с усилиями богословского разума, но и с накоплением актуального опыта церковной жизни в эпоху "после тоталитаризма"», — пишет игумен Филарет.
По его словам, после десятилетий ограничений Церковь «прежде всего должна была осмыслить свои отношения с внешним миром в богословских и религиозно-нравственных категориях, опираясь на Священное Писание и церковное Предание», и появившиеся уже в начале 2000-х «Основы социальной концепции» и «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека» стали свидетельством «возрождения Церкви, которой пришлось в течение столетия буквально выживать, причем в условиях нескольких, до противоположности разных, политических режимов».
«В этих документах отражено православное понимание Церкви в современном мире, в конкретных социально-культурных условиях ее нынешнего бытия, но — что немаловажно отметить — самопонимание нашей Церкви, свободное от каких-либо внешних, сугубо светских, в том числе обслуживающих государство, идей и концепций», — отмечает представитель Московского Патриархата.
При этом он призывает обратить внимание на то, что оба документа — «лишь первые опыты православных в жанре христианского "социального учения", то есть многие важные темы в них пока еще только намечены или получили лишь самую первую разработку».
«Предстоит еще большая работа, результат которой связан не только с усилиями богословского разума, но и с накоплением актуального опыта церковной жизни в эпоху "после тоталитаризма"», — пишет игумен Филарет.