«Конференция имела двойную цель: во-первых, обсудить и поделиться результатами изучения рецепции византийского богословия и философии русскими мыслителями XIX и XX вв., как византийская мысль была модифицирована и как были разработаны ее основные концепты в рамках русской философии, а также какую роль сыграла в этом процессе западная философская традиция», – говорится в пресс-релизе мероприятия.
Одним из основных аспектов этой проблематики, к которому обращались многие участники форума, является предположительная взаимосвязь между софиологической традицией и различными византийскими версиями учения о сущности и энергии.
С докладами по этой тематике выступили такие известные православные богословы, как митрополит Диоклийский Каллист (Уэр): «Флоровский, Лосский и “Неопатристический синтез”»; проф.-свящ. Эндрю Лаут: «Владимир Лосский и значение его труда “Мистическое богословие”».
Вторая цель конференции – исследование значения и восприятия наиболее характерных идей русской религиозной традиции (идеи всеединства, соборности, концепция эпистемологического реализма, цельного знания) в современном мире, потенциала и воздействия этих идей на современную метафизику, космологию, эстетику, антропологию, лингвистику, этику, политическую теорию и естественнонаучное знание.
В связи с проблематикой, заявленной организаторами форума, были сделаны следующие сообщения:
– Соборность между теократией и демократией;
–Тело свободы. Богословие тела как политическая философия. Новое время глазами прп. Ефрема Сирина и Владимира Соловьева;
– «Критика нечистого разума» Павла Флоренского и дискуссии по поводу фидеизма и онто-теологии;
– Николай Бердяев и рецепция Серебряным веком концепции обожения;
– Идея иерархии у Псевдо-Дионисия и у Сергия Булгакова;
– Сотворенное как несотворенное: несколько замечаний относительно софиологической христологии С. Булгакова.
Одно сообщение было сделано участницей из России. Доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н. А. Ваганова выступила с темой «Русская софиология как религиозно-философский синтез культуры Модерна».