Истинное достоинство человеческой личности может быть восстановлено только во Христе, считают участники семинара по осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского
События

Доброй традицией семинара стало изучение наследия митрополита Антония не в отвлеченном ключе, а в преломлении конкретной работы людей, которые находят духовную поддержку в опыте Сурожского владыки. Протоиерей Владимир Архипов, клирик храма Сретения Господня в Новой Деревне (Подмосковье) уже около 20 лет окормляет российские общины движения «Вера и свет». Это международное движение, зародившееся в 1972 г. во Франции, объединяет умственно отсталых людей, их семьи и друзей в небольшие общины. О. Владимир также много лет посещает семьи тяжелобольных детей в Республиканской детской клинической больнице и детей-инвалидов в детском доме под Сергиевым Посадом. В докладе «Ценность и достоинство личности в мире страдания» он поставил вопрос о том, как воспринимаются в нашем обществе люди с ограниченными возможностями. «Ценность личности в нашей стране равна нулю», — утверждает священник, причем речь идет не только об инвалидах.

Что же касается людей с тяжелыми недугами, то для них и для членов их семей в «искаженной среде обитания» проблема сознания своей ценности и достоинства стоит особенно остро, подчеркнул о. Владимир. Такие люди «несут в себе постоянную боль нарушенной самооценки и неоправданно заниженного достоинства в собственных глазах». Докладчик привел горькие свидетельства матерей больных детей, столкнувшихся с отвержением общества, безразличием государства, постоянно ожидающих не поддержки, но упрека окружающих. Подобное отношение к «необратимо больным» — «самый верный признак деградации народа и государства» и «наша общая трагедия, которая приобрела форму обыденности», констатировал о. Владимир. Он добавил, что есть такие православные храмы, где подобных больных не причащают; более того, во всей Москве он назвал бы всего несколько церквей, куда семьи с умственно отсталыми детьми «не боятся приходить». В приведенных материнских свидетельствах священник видит прежде всего «разные грани душевной надломленности и искаженности самоуважения и собственного достоинства», постоянное переживание «иррационального чувства вины».

Однако ему знаком и другой опыт: «встретив теплый, тактичный взгляд, дружеское, искреннее прикосновение, в которое они поверят», эти люди «начинают оттаивать и оживать». «Тяжесть и неимоверный труд» остаются в жизни мам этих «нестандартных» детей, но уходит «страх отверженности и одиночества, возрождается здоровая внутренняя самооценка детей и себя… пробуждается удивительная энергия внутреннего достоинства и человеческой чести, которая не только дает им силы полноценно жить и вести по жизни своих детей, но пытаться решать проблему большего масштаба, — это уже ревность и борьба за честь человеческой природы».

Помощь в восстановлении здоровой самооценки и принятия себя детьми и родителями является одной из главных целей общин движения «Вера и Свет», продолжил священник. Движение объединяет как верующих, воцерковленных людей, так и тех, кто еще не пришел в Церковь; однако цели движения определяются евангельским отношением к Богу как к Отцу, что является «центральным в христианском миросозерцании». По словам докладчика, именно такое отношение «образует в нас истинную самооценку и воспитывает истинное достоинство самого благородного рода, какое только может быть — рода христианского, не как члена религиозной партии, а как сына Божия и друга Христова». Здесь нельзя было не вспомнить слова митрополита Антония о том, что дело христиан — «вырасти в меру этого сыновства», а одной из главных задач Церкви он считал «восстановление такого отношения человека к себе и другим, которое имеет к нам Бог и какое Он задумал для нас».

Как утверждает докладчик, в отличие от психологии и различных психотерапевтических направлений, Церковь, как Тело Христово, «призвана решать задачу не путем локальной коррекции или снятия острых стрессовых ситуаций, а через развитие в человеке подобия Божия, через его преображение». И общины «Вера и свет» не стремятся быть «замкнутым и закрытым от внешнего мира оазисом, неким опиумом, снимающим болевой синдром». Напротив, обретаемые в подлинном общении «достоинство и цельность помогают людям трезво и честно воспринимать жизнь, как она есть, а не бежать от правды». Постепенно с людьми, живущими в страдании, происходит, то о чем говорил митрополит Антоний: «Чтобы встретить страдание лицом к лицу, надо воспринимать жизнь смело и мужественно. Если мы изначально считаем, что жизнь должна быть легкая, что страданию нет места в ней, что главное — жить и получать от жизни все, то очень трудно взглянуть в лицо страданию. Но если я живу ради чего-то, если для меня существуют ценности большие, чем я сам, вещи более значительные для меня, чем то, что случается со мной, у меня есть опора и я могу смотреть страданию в лицо».

После доклада о. Владимиру было задано множество вопросов из разряда «вечных»: в чем смысл прихода в мир людей с тяжелыми врожденными недугами, с отсутствием разума, как воспринимать болезнь, страдание, как справиться с «синдромом выгорания» волонтеров, помогающих неизлечимо больным? Священник отвечал, опираясь на свой личный опыт и на опыт митрополита Антония, о. Александра Меня, основателя движения «Вера и свет» Жана Ванье. В обсуждении избранной темы принимали участие Федерика де Грааф, Анна Шмаина-Великанова, Андрей Зайцев и другие.

Заинтересованную реакцию и множество вопросов вызвал также доклад «Путь обретения цельности человека в произведениях русских писателей» Валентины Степанчевой, преподавателя семейного детского дома в Санкт-Петербурге. Оттолкнувшись от текста митрополита Антония Сурожского «Подготовка к путешествию: препоясав чресла наши» («Духовное путешествие», с. 5), писательница рассказала о том, как с помощью русской классической литературы и музыки удается воспитывать сирот, помогая им обрести цельность и достоинство личности.

Завершая семинар, его ведущая Наталья Ликвинцева сообщила, что последнее заседание в цикле «Цельность человека: путь ученичества» состоится 1 июня, а в сентябре 2009 г. планируется проведение второй международной конференции, посвященной наследию митрополита Антония Сурожского.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9