В рамках спецкурса планируется рассмотрение последних достижений в области молекулярной биомедицины и связанных с ними актуальных проблем современной биоэтики.
В первой лекции рассматривались:
- методология естественных наук;
- влияние христианства на возникновение естественных наук Нового времени;
- особенности возникновения и существования естественных наук в России;
- роль эволюционной парадигмы;
- основные представления молекулярной биологии;
- генетические дефекты и заболевания.
При рассмотрении методологии естественных наук автор курса сделал особый акцент на различие богословских и естественно-научных методологий. Эти различия следуют из понятий самих ученых (Карла Поппера и Имре Лакатоса) о развитии научного познания и подчеркиваются современными богословами (например, митрополитом Иерофеем (Влахосом) и епископом Александром (Милеантом)). Были также рассмотрены такие понятия, как признаки опровержения (фальсификации) теорий, критерий демаркации «научных» (эмпирических, естественно-научных) и «ненаучных» теорий, «кодекс чести ученого», когнитивные (познавательные) ценности науки и другие.
Рассказывая о влиянии христианства на возникновение естественных наук Нового времени, профессор привел положения христианской веры, сделавшие возможным зарождение и становление науки. При этом Александр Сергеевич высказал мысль, что христианство может быть не только стимулом для естественно-научных занятий и их методологической базой, но и необходимым условием существования естественных наук.
Особенностью возникновения естественных наук в России было то, что они были искусственно «экспортированы» из европейских стран при Петре I, что вызвало некоторый конфликт традиционных и научных ценностей. По мнению исследователей, есть три варианта исхода этого конфликта, два из которых уже имели место в России, а третий, наилучший, — формирование эффективной национальной парадигмы науки на основе Православия — еще ждет своего воплощения в нашей стране.
Часть лекции была уделена некоторым актуальным научным проблемам современных эволюционной и креационистской парадигм.
Напомнив слушателям об основных представлениях молекулярной биологии, автор курса перешел к рассмотрению механизмов различных генетических дефектов и заболеваний.
В заключение лекции Александр Сергеевич ответил на вопросы студентов.