«Святость, собственно говоря, превратилась в героизм для
отдельных людей и в странное, кстати говоря, ложное, положение большинства,
которое кается в том, что оно к этому героизму не способно», — подчеркнул
священник на семинаре в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына.
По словам отца Петра, очень многие люди под влиянием церковной дидактики
составляют себе ложное представление о святости и начинают к нему стремиться.
«Разумеется, ничего не получается, и люди в этом каются. Думаю, многим
пастырям известно, что люди приходят на исповедь и начинают говорить о том,
чего у них нет: нет Иисусовой молитвы, непрестанного памятования о Боге, и
крыльев за спиной тоже нет. То, что Бог в Своем слове этого героизма не
требует, для нас не имеет ровно никакого значения, потому что эти требования,
так сложилось исторически, выдвигаются нам от лица Церкви, причем таким
образом, что не принять их —значит согрешить против Церкви», — отметил
священник.
По его мнению, ярким примером искаженного понимания святости и способов ее
достижения сегодня является отношение к Таинству Причастия, которое «из
повседневных, необходимейших Таинств Церкви превращается в своеобразный спорт с
усиленной подготовкой, за которой следует рывок, а потом мы отходим от этого,
накапливаем новые грехи, расслабляемся и готовимся к следующему рывку».
Такая подмена понятий, по мнению православного священнослужителя, произошла «потому,
что человеку непросто жить внутренней, никому не видной евангельской жизнью».
Говорить о повсеместном духовном возрождении в России, как считает отец Петр,
не вполне корректно.
«Есть вера христианская, а есть обыкновенная человеческая религиозность, и, мне
кажется, в девяностые годы была возрождена именно она. Возрождения христианства
как нравственного, духовно ответственного существования личности в обществе не
произошло. Произошло возрождение естественной религиозности. Некоторые
надеются, что через нее можно прийти к настоящей христианской вере. Я этого не
разделяю, потому что опыт показывает, что этого не происходит», — сказал
священник.
В обществе по-прежнему слабо, считает он, осознается значение повседневного
духовно-нравственного течения христианской жизни — «вместо него нам опять
предлагается героический подвиг, подвиг аскетический или же подвиг охранения
устоев Православия от модернизма».
Говоря об этом, священник подчеркнул, что «наше время нуждается в нас —
живущих, чтобы мы были христианами, являли в своей реальной повседневной жизни
образ подлинной христианской святости».