В своих докладах каждый из выступавших рассказал о какой-либо из сторон творческого наследия выдающегося философа и правоведа, религиозного и общественного деятеля князя Евгения Трубецкого. В частности, это философская полемика с философом Владимиром Эрном, отношение к Канту и неокантианству, критика Трубецким Владимира Соловьева и Павла Флоренского.
Профессор РГГУ Алексей Круглов говорил о критике Трубецким Канта, подчеркнув, что Трубецкой написал ряд работ, посвященный немецкому философу, и отношение к Канту - важный аспект его философского развития.
Трубецкой начал читать Канта еще в седьмом классе и, неудовлетворенный русским переводом, перешел к французскому, сравнивая французский перевод с оригиналом, пока ему не стал понятен немецкий текст. «Кант оставался в центре внимания юного князя до совершеннолетия,- отметил выступающий. - Он также хорошо знал и работы представителей неокантианства, но это не помешало ему глубоко и неискаженно воспринимать сочинения самого автора». Докладчик отметил, что в отношении к Канту позиция Трубецкого близка к позиции философа Владимира Соловьева. В изложении своей системы Трубецкой говорил о преемственной связи с “Теоретической философией” В. С. Соловьева. «Для меня, как и для Соловьева, первая задача в борьбе с Кантом заключается в том, чтобы лишить познающего субъекта неподобающего ему значения центрального светила познания. Возвеличение человеческого субъекта и есть то, что я назвал ложным антропологизмом кантовой теории познания», -писал он в своих «Метафизических предположениях познания».
Тем не менее в работах Трубецкого немало места уделяется и критике Владимира Соловьева. Но «это критика философская, которая предполагает возможность других позиций и развитие той позиции, которая была у Соловьева,- пояснил ЦВ д.ф.н., профессор РГГУ Вячеслав Сербиненко. - Трубецкой критиковал Соловьева за пантеизм, за шеллингианство и, отчасти возвращаясь к Канту, пытался найти новые пути, не отрицая принципы философского трансцендентализма в немецкой философии». «Чтобы понять Владимира Соловьева, надо сделать шаг от него», - эти слова Трубецкого процитировали несколько докладчиков.
Соловьев обладал способностью влиять на умы своих современников, считает Вячеславлав Сербиненко, именно он спровоцировал создание в России новой метафизики, новой антропологии или того, что называется «религиозной философией».
«Критика Соловьева была, есть и будет. Это критика его богословских взглядов, идей теократии, проектов соединения с католической Церковью, - добавил Вячеслав Сербиненко, - и Евгений Трубецкой не разделял этих убеждений. Но можно сказать, что Соловьев в конце жизни отказался от теократических проектов и своего утопизма. И в его последних работах «Духовные основы жизни», «Три разговора» содержится ценностное отношение к Православию».
Зам. декана философского факультета МГУ, к.ф.н. Алексей Козырев в своем выступлении остановился на эстетическом и художественном аспекте философской концепции князя Трубецкого, сопоставив философские и мистические воззрения Трубецкого и Владимира Эрна.
По мнению президента Образовательного фонда имени братьев Сергея и Евгения Трубецких священника Георгия Белькинда, Евгений Николаевич Трубецкой принадлежит к числу первых лиц религиозной русской философии Серебряного века, также как и его брат Сергей Трубецкой. «Почти все, что написал Евгений Трубецкой, уже переиздано,- сказал он ЦВ, - кроме его большой работы по гносеологии. Мы готовим ее переиздание. Его основные работы - «Три очерка о русской иконе», «Смысл жизни», «Миросозерцание Соловьева», - всему этому уже даны оценки наших современников. И сегодня русская религиозная мысль предстает во всей ее драматичности. Не как музейный мемориальный экспонат, а как чрезвычайно напряженная внутренняя работа, которая в определенном смысле продолжается и сейчас. Потому что все вопросы, которые они обсуждали 100 лет назад - это и наши вопросы». Священник пояснил, что речь идет, в частности, о поставленным Трубецким вопросе утраты смысла жизни. В России после революции это понятие долго было «под спудом». Но, начиная с 1970-х- 1980-х гг., в психологии и психиатрии оно стало активно разрабатываться.
«Последние годы я читал работы по психологии образования, - и во многих из них исследуется проблема подросткового суицида, а в психиатрии авторы считают ключевой причиной суицида именно утрату смысла жизни. Идет обсуждение возможных терапевтические действия по отношению к человеку, душа которого в своих переживаниях потеряла этот смысл. Но это все уже описано у Трубецкого. Он подробно говорит, как уходит и теряется смысл жизни и как человек может его вернуть усилием духовным и мыслительным», - заключил отец Георгий.
На конференции также прозвучали доклады д.ф.н. Сергея Нижникова (РУДН). «Е. Трубецкой и спор о пантеизме в русской философии», д.ф.н. Юлии Мелех (МГУ), «История одного предубеждения о всеединстве Вл. Соловьева», к.ф.н. Сергея Половинкина (РГГУ) «Антиномизм о. П. Флоренского и логизм Е. Трубецкого» и др.
В рамках конференции была открыта мемориальная доска князю Евгению Трубецкому.
Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Российский государственный гуманитарный университет, Общество историков русской философии им. В.В. Зеньковского и Образовательный фонд им. братьев Сергея и Евгения Трубецких.В РГГУ состоялась Международная конференция, посвященная 150 -летию князя Евгения Трубецкого
Справка
Трубецкой Евгений Николаевич (23.09[5.10].1863—23.01.1920), князь, философ, правовед. Родился в Москве в старинной дворянской семье. По окончании гимназии поступил в Московский университет на юридический факультет. Помимо юриспруденции увлекался историей философии, работал приват-доцентом Юридического лицея в Ярославле. Получил степень магистра (1892) и доктора (1897) философии. Обе его диссертации были посвящены изучению западной религиозной мысли (первая — блж. Августину, вторая — религиозно-общественному идеалу западного христианства в XI в.). Но главные его интересы лежали в сфере философии. Он получил место профессора в Киевском университете, а оттуда через некоторое время перешел в Московский университет (1905). Член Государственного совета (1907—08). Трубецкой участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ: Психологического при Московском университете, Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева и др.; инициатор и участник книгоиздательства «Путь» (1910—17). После 1917 Трубецкой покинул Москву. Находился в рядах Добровольческой армии; скончался в Новороссийске.