РПЦ пропагандирует активное посмертное донорство органов. В УПЦ иная позиция
События

В июне этого года Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества и Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата выступили с совместным заявлением по поводу проекта закона о донорстве органов в России. Отделы напомнили одно из положений Основ социальной концепции РПЦ — о необходимости использования органов человека только с его согласия, обратив внимание, что «презумпция согласия на посмертное изъятие органов, которая закреплена как в действующем законе, так и в представленном законопроекте», не соответствует запросам РПЦ.

Однако, несмотря на этот недостаток законодательства, оба отдела Московского Патриархата от лица Русской Православной Церкви обратились ко всем гражданам России с просьбой «выразить добровольное согласие на посмертное изъятие органов для трансплантации».

«Донорские органы, изъятые у умерших, могут спасти жизни других людей. Особенно острая необходимость в органах для пересадки наблюдается в нашей стране, — подчеркивается в документе. — Поэтому мы обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой выразить свое согласие на посмертное изъятие органов для пересадки. Процедура оформления этого согласия прописана в новом законопроекте, хотя представлялось бы желательным сделать ее более доступной».

В документе обращается внимание также на другие недостатки законопроекта, однако главный акцент ставится на желательности жертвовать частью своего тела для спасения жизни ближнего — независимо от наличия в законе презумпции согласия или несогласия на посмертное донорство.

Гораздо более сдержанную позицию в отношении посмертного донорства занимает Комитет по биоэтике и этическим вопросам при Священном Синоде УПЦ (МП). 2 июля, спустя несколько недель после призыва РПЦ к активному донорству органов, на заседании Комитета по биоэтике УПЦ было принято обращение к оргкомитету и участникам V Национального Конгресса по биоэтике с просьбой выразить свое отношение к украинским законопроектам — изменению презумпции несогласия относительно посмертного донорства на презумпцию согласия. Для определения своей позиции Комитет выбрал сильные выражения, поставив данный вопрос в ранг «судьбоносных для украинского общества» и считая, что «возможные законодательные изменения по этому поводу будут иметь многочисленные и далекоидущие социальные последствия».

В чем состоят «судьбоносносные» и «далекоидущие социальные последствия» презумпции согласия для украинского общества, на сайте УПЦ не сообщается, однако нетрудно догадаться, что негативные коннотации Комитета по биоэтике связаны с подозрительным отношением его членов к донорству органов и трансплантологии в целом. За всё время существования Комитета по биоэтике УПЦ от него не только не исходили призывы к донорству органов, но всячески подчеркивалась их необязательность, а сама трансплантология как лечебный метод оспаривалась. В частности, в Резолюции Комитета по биоэтике относительно развития трансплантологии в Украине в адрес этой области медицины используются исключительно отрицательные характеристики вплоть до «антропофагии и каннибализма». В противовес перспективам развития трансплантологии Комитет УПЦ ратует за «гигиену в широком смысле слова». Кроме того, заместитель главы председателя Комитета по вопросам биоэтики и одновременно заместитель главы Синодального отдела по вопросам здравоохранения и пастырской опеки медицинских заведений УПЦ протоиерей Геннадий Батенко наделил законопроект о трансплантологии апокалиптическими чертами, поместив его в один ряд с законами о единых демографических реестрах, о суррогатном материнстве, о гомосексуализме, которыми «готовится почва для прихода антихриста». Также протоиерей призвал выступить «единым церковным мнением «против», а не рассуждать — каждый по-своему».

Такая позиция привела к тому, что в масс-медиа Украины начали считать, будто «Православная Церковь, в отличие от Католической, не поддерживает трансплантологию». При этом цитируется выступление официального представителя УПЦ протоиерея Геннадия Батенко на V съезде трансплантологов Украины в 2011 году:

«Нельзя сводить трансплантологию до узкой медицинской отрасли, потому что она затрагивает человека. «Больной — донор — врач» — это все люди, и нельзя допустить, чтобы они переступили Закон Божий. Сегодня часто повторяют слова Господа, что «нет большей любви, чем положить душу за други своя». Однако Господь не благословлял отдавать левую руку, роговицу, сердце — такой детализации мы не находим. Это лишь попытки фразами из Святого Писания оправдать разного рода бесчинства. Эксперименты над человеком, животными можно проводить, но нужно задумываться: не придется ли потом, в вечности, отвечать за это перед Богом?»

Однако такая интерпретация учения Христа входит в прямое противоречие с упомянутым заявлением РПЦ по этому же поводу: «Церковь поощряет добровольное желание человека пожертвовать частью своего тела для спасения жизни ближнего. Это подлинно христианский поступок — он совершается по примеру Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, чтобы добровольно принести Себя в жертву, отдать Свою плоть и кровь для спасения мира. Все христиане призваны жить по примеру Спасителя и жертвовать собой ради других».

Более того, Комитет по биоэтике УПЦ в своей резолюции дважды поставил под сомнение необходимость создания специальных баз данных потенциальных доноров. Хотя аналогичное введение федерального регистра доноров и реципиентов в России рассматривается РПЦ как «определенный шаг вперед».

Таким образом, некоторые положения заявления РПЦ фактически полемизируют с позицией УПЦ, оглашаемой на разных форумах и в СМИ.

Примечательно также, что выступая против купли-продажи органов (тканей) человека, а также против использования неблизкородственных доноров, члены Комитета по биоэтике УПЦ совершенно не обращают внимания на то, что подобная купля-продажа, причем с неродственными донорами, ведется в самой УПЦ. Так, 19 декабря 2012 года, на праздник Николая Чудотворца, настоятель Свято-Феодоровского храма УПЦ передал отделению онкогематологии Киевского областного онкологического диспансера икону Богородицы «Всецарица», приобретенную на средства строителей, которые по инициативе парафиянина и благотворителя храма Олега Доманского сдали донорскую кровь (жидкую ткань) и на вырученные деньги изготовили список чудотворной иконы. Из этого видно, что продажа органов (тканей) человека в УПЦ допускается, если собранные от этого средства Церковь использует на свои проекты.

«Религия в Украине»


Другие публикации на портале:

Еще 9