Причиной данного решения стало необоснованное, противоречащее Конституции и правилам КЕЦ нежелание рассматривать заявку на членство в КЕЦ Эстонской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой Церковью в составе Московского Патриархата. Ранее, в ноябре 2007 года, Центральный комитет КЕЦ принял положительное решение относительно заявки на членство «Эстонской Апостольской Православной Церкви», входящей в Константинопольский Патриархат. При этом в тогдашнем решении Центрального комитета КЕЦ говорилось, что, в связи с получением заявки на членство от Эстонской Православной Церкви, ЦК просит генерального секретаря изучить вопрос о соответствии этой Церкви критериям членства в КЕЦ и «подготовить, в соответствии с действующими правилами, рекомендацию для принятия решения Центральным комитетом в 2008 году».
В апреле 2008 года делегация КЕЦ посетила Эстонию и имела встречи с Предстоятелем Эстонской Православной Церкви митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием, а также с духовенством данной Церкви и представителями других церквей Эстонии. В ходе этих встреч было установлено соответствие Эстонской Православной Церкви критериям членства в КЕЦ и дана рекомендация о ее принятии в число членов конференции, что подтверждается отчетом о ходе визита делегации, представленным в ходе последнего заседания ЦК КЕЦ. Было также получено положительное мнение относительно вхождения этой Церкви в КЕЦ со стороны инославных церквей Эстонии и Совета церквей этой страны. Рекомендация о принятии Эстонской Православной Церкви в число членов КЕЦ была сделана на основе отчета о визите делегации и генеральным секретарем КЕЦ священником Колином Уильямсом.
Несмотря на это, в ходе последнего заседания ЦК КЕЦ президентом КЕЦ пастором Жаном-Арнольдом де Клермоном при поддержке представителей Константинопольского Патриархата были предприняты неоднократные попытки затянуть рассмотрение заявки Эстонской Православной Церкви на членство в КЕЦ. Эти попытки, в частности, обосновывались неурегулированностью вопроса о статусе православных юрисдикций в Эстонии между Московским и Константинопольским Патриархатами. Данный вопрос, однако, не имеет никакого отношения к рассмотрению заявки Эстонской Православной Церкви на членство в КЕЦ, поскольку единственным основанием для отказа в членстве может быть только несоответствие той или иной Церкви критериям членства. Другой причиной затягивания вопроса объявлялось желание достичь консенсуса между всеми церквами – членами КЕЦ. Однако при рассмотрении заявки «ЭАПЦ» требование о достижении консенсуса не выдвигалось, а делегация Русской Православной Церкви была вынуждена воздержаться при голосовании, поскольку руководство «ЭАПЦ» позволяло себе небратские заявления и действия по отношению к Эстонской Православной Церкви.
При том, что Центральный комитет имел достаточно времени для принятия решения, голосование по предложению о приеме Эстонской Православной Церкви в члены КЕЦ было отложено до последнего дня заседания ЦК, когда многие его члены уже отсутствовали. Перед голосованием делегаты Константинопольского Патриархата и других греческих Церквей демонстративно покинули зал заседаний, в результате чего был нарушен кворум и голосование не состоялось.
Отказ от должного рассмотрения заявки Эстонской Православной Церкви на членство в КЕЦ единственным органом, полномочным принять об этом решение, – Центральным комитетом – привел к тому, что участие делегации данной Церкви в Ассамблее КЕЦ в Лионе в 2009 году становится в принципе невозможным. В связи с этим, проявляя солидарность с нашими православными братьями и сестрами в Эстонии, Русская Православная Церковь приняла решение о приостановке своего членства в КЕЦ до положительного решения вопроса о принятии Эстонской Православной Церкви в эту организацию.
Произошедшее свидетельствует о предвзятости руководства КЕЦ. Две одинаковые заявки, предполагающие одинаковую процедуру и одинаковые критерии членства, были рассмотрены на основе различного подхода, что грубо нарушает принципы равноправия и объективности. Президент и генеральный секретарь КЕЦ грубо нарушили обещания, данные ими в ходе состоявшейся 30 сентября этого года их встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, на которой были согласованы детали приема Эстонской Православной Церкви в члены КЕЦ. Среди реальных причин нечестного и необъективного поведения руководства КЕЦ просматриваются политические тенденции.
С глубоким сожалением приходится констатировать, что КЕЦ теряет свою роль примиряющей и объединяющей силы, все больше игнорируя голос церквей из стран, находящихся вне Европейского Союза. Таким образом, конференция теряет свое историческое предназначение – быть мостом между Востоком и Западом Европы. Нынешнее руководство КЕЦ, в первую очередь ее президент, несет личную ответственность за столь печальное развитие событий.
Приостанавливая свое членство в КЕЦ, Русская Православная Церковь заявляет о своем стремлении и далее развивать добрые отношения с церквами, входящими в конференцию, ради совместного отстаивания и утверждения христианских ценностей в жизни современной Европы.