Россия может лишиться знаменитой композиции Рублева
События

"Работаю директором 48 лет. Но что такое этот срок для вечности, даже для 600! И тем не менее еще во время реставрации, проводимой в 1960-е годы, фрески были другими по цвету, яркости. Их было видно. А сегодня из-за гари, копоти, сырости состояние фресок ухудшается", - заявила гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова.

Она указала на то, "как бережно и трепетно относятся к своему культурному достоянию в других странах", отметив, что, например, в Италии, в соборе Святого Марка, "где неблагоприятный для фресок климат, где всюду болота, мозаики, по возрасту не уступающие рублевским фрескам, сияют великолепием и сохранностью".


"Если нам перенимать опыт наших зарубежных коллег, то в идеале в собор нельзя входить после дождя в мокрой одежде, нельзя вносить березовые деревья на Троицу, нельзя использовать свечи, а тем более невосковые. И этих "нельзя" много. Не может быть идеального режима в действующем храме. Поэтому предписания реставраторов по определению не могут быть исполнены, и гарантии сохранности фресок исключены. Рублеву не повезло", - заключила А.Аксенова.

Как заявил в свою очередь гендиректор ОАО "Владспецреставрация", известный владимирский искусствовед Александр Скворцов, проблема в том, что в действующем Успенском соборе не поддерживается необходимый режим температуры и влажности.

По его словам, пока не будет налажен микроклимат в храме, "о подлинной реставрации фресок "Страшного суда" не может идти речи - только о консервации, которой, конечно, недостаточно".

"И эта проблема, на мой взгляд, упирается не в экономические, а прежде всего - в нравственно-этические вопросы. Фрески Андрея Рублева - национальные святыни. Их сохранность - задача общества", - подчеркнул искусствовед.


Другие публикации на портале:

Еще 9