В книге собраны работы о византийском искусстве, в основном о византийской живописи. Статьи распадаются на шесть групп: ставящие методологические вопросы («Никодим Павлович Кондаков»), выявляющие связи Византии с Италией («Византийское искусство и итальянская живопись раннего средневековья», «Константинополь и национальные школы»), анализирующие монументальные росписи («Равеннские мозаики», «Фрески Кастельсеприо», «Приемы линейной стилизации…», «Живопись XI — XII веков в Македонии», «Мозаики Чефалу»), иконы («Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон», «Византийские иконы XIV — XV веков», «Новые памятными византийской живописи XIV века. Высоцкий чин», «Два новых памятника станковой живописи и палеологовской эпохи»), миниатюры («Несколько критических замечаний о Хлудовской Псалтири», «Царьградская лицевая Псалтирь XI века», «Новый памятник константинопольской миниатюры XIII века»), посвященные специальным иконографическим проблемам («Этюды по иконографии Богоматери»).
Также в книгу включены три главы из «Истории византийской живописи» В. Н. Лазарева: «основы византийского искусства», «Византийская эстетика», «Система живописной декорации византийского храма». В совокупности статьи освещают почти все стороны византийской художественной культуры.