Профессор Оксфордского университета о противостоянии либерального Запада и исламского Востока
События

Рассуждая на тему западного либерализма, Рамадан заявил, в частности: "К понятию "западные ценности" я отношу идеи, созданные Просвещением и либеральной демократией. Это превосходство индивида, равенство, свобода, рационализм, прогресс. Это фундамент западного общества, за которым стоит секуляризм. "Западный" дискурс, Просвещение - это, прежде всего, сопротивление абсолютной власти Церкви. Парадоксально, но в вашей стране установлению этих ценностей способствовал коммунизм".

Мусульманский ученый отказывает западу в привилегии обладания "общечеловеческими ценностями": "Западное восприятие универсально. Но вопрос - что все же универсально для Запада - процесс появления этих ценностей или же сами ценности?"

О том, каким образом мусульмане способны достичь желаемых достижений западного либерализма, Рамадан говорит: "Мы, мусульмане, не проходили в истории через многие процессы, имевшие место в Европе. У нас не было высшего сакрального авторитета, института, подобного Церкви. Правоведы-факихи четко различали авторитет, санкционированный свыше от Аллаха, и условный авторитет человека. То, что от Аллаха, принимается без обсуждения, но вот то, что касается условного авторитета, обсуждается, требует совещания и избрания лидера. Поэтому для исламского общества свойственен принцип коллегиальной демократии в форме Шура-меджлис.

Подчеркивая уникальность мусульманского пути, оксфордский ученый отметил: "У нас (мусульман - ред.) другая история. Мы приходим к тем же ценностям, что и Запад, но своим, особым путем. И, как мусульмане, мы бросаем вызов исключительной монополии Запада на эти ценности. А у Запада своя история, на ранних этапах в ней активно участвовали мусульмане. Но эти разные исторические процессы произвели в результате общие ценности, на которые ни у кого нет монополии. И я прекрасно понимаю, что этот подход многих задевает".

По материалам "Портал-Credo"


Другие публикации на портале:

Еще 9