"Закон или благодать – опыт богословского и историко-филологического осмысления"
События

В работе семинара приняли участие: представители Московского педагогического государственного университета (исторический, филологический факультеты, факультет социологии, экономики и права), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (исторический факультет), Московского гуманитарного педагогического института (филологический факультет), Коломенской Духовной Семинарии.

Открыл работу семинара его руководитель - Первый заместитель председателя Исследовательского фонда «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов» (ИФ МАМИФ), преподаватель Коломенской Духовной Семинарии, к.ф.н. Андрей Мельков. В своем приветственном слове А. Мельков подчеркнул важность обсуждаемого вопроса. По мнению ведущего семинара, время поста особенно располагает православных христиан к рассмотрению и осмыслению таких важных богословских понятий как закон и благодать.

Первая часть семинара началась с тематических докладов. Директор филиала ИФ МАМИФ при историческом факультете ПСТГУ, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук Юлия Белоногова рассказала собравшимся о митрополите Иларионе и его произведении «Слово о законе и благодати» в историческом контексте. В частности Ю. Белоногова отметила: «За все время существования христианства на Руси проблема закона и благодати очень остро ставилась в русской религиозно-философской литературе. Первым апологетом христианства, посвятившим этой непростой проблеме целое сочинение, был митрополит Иларион. В философской традиции XX-го века этой темы коснулся Б.П. Вышеславцев. В русской литературе XIX - XX-го веков тема закона и благодати прослеживается в творчестве Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, И.С. Шмелева. Но первым апологетом благодати выступил митрополит Иларион. Митрополит Иларион стал основателем традиции осмысления истории в отечественной культуре. Основатель не только потому, что был первым. Созданное им "Слово" в последующей отечественной традиции приобретает значение прообраза, по которому равняются вплоть до XVII века включительно».

Затем выступила Анна Соколова, директор филиала ИФ МАМИФ при филологическом факультете МПГУ. Ее доклад: «Закон и благодать в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"» вызвал большой интерес аудитории. По мнению докладчика, в романе законом можно назвать теорию Раскольникова. Идея теории Раскольникова проста: цель оправдывает средства. Но цель не любого человека, а только особенного, который «право имеет» преступать закон, установленный в обществе. Главным антиподом Раскольникова в романе является Сонечка Мармеладова. Бесчеловечной теории героя противопоставлена искренняя вера героини. Надо заметить, что оба персонажа - великие грешники: убийца и блудница. Но главное отличие их друг от друга состоит в том, что он верит в свой закон, она же - в Бога, в Божественную Благодать.

Вторая часть семинара прошла в русле дискуссии, в ходе которой обсуждались прослушанные доклады, проводились исторические параллели, осмыслялись литературоведческие построения.

По мнению преподавателя исторического факультета МПГУ, кандидата исторических наук диакона Андрея Климова разговор о законе и благодати очень важен в современных условиях, ибо известное «Слово» митрополита Илариона писалось во время непростых отношений Руси с греками. Подобная международная ситуация складывается и в наши дни, когда российская дипломатия пытается не допустить создания однополярного мира, гегемонии США.

Заместитель Председателя ИФ МАМИФ, преподаватель культурологии МПГУ Вадим Венедиктов отметил, что сегодня новая версия «Слова о законе и благодати» пишется на Западе, это отражается и в содержании энциклик Римского Папы Бенедикта XVI. В России же, по мнению В. Венедиктова, к проблеме закона и благодати после митрополита Илариона на официальном уровне фактически не обращались целые столетия.

Елизавета Меркулова, директор филиала ИФ МАМИФ при филфаке МГПИ затронула тему «Человека благодати» и «Человека закона». По ее мнению в современном секулярном обществе торжествует «Человек закона» (законопослушный гражданин, светский, гламурный интеллигент), в то время как «Человек благодати» (верующий, благочестивый человек) всячески предается осмеянию, обвиняется в невежестве.

В конце семинара Андрей Мельков от лица собравшихся выразил благодарность протоиерею Георгию Студенову - настоятелю храма Архистратига Михаила в Тропареве за отеческое попечение о студенческой молодежи, которая постоянно чувствует его поддержку и пастырское окормление, а также всяческое сочувствие разнообразным творческим начинаниям МАМИФ.


Другие публикации на портале:

Еще 9