Конференция состоялась в рамках проекта «Византийское богословие», который Богословский факультет Свято-Тихоновского университета реализует совместно с Центром гуманистических исследований Венецианского университета Ка Фоскари.
Работа конференции открылась приветственными словами глав трех национальных комитетов византинистов, под эгидой которых она была организована: академика РАН Сергея Карпова (Россия), профессоров Антонио Риго (Италия) и Винсена Дероша (Франция).
Самые различные темы, тексты и периоды исследовались в докладах российских византинистов и исследователей, прибывших в Москву из Болгарии, Греции, Италии, Сербии, Франции и т.д.
В частности, Элис-Мэри Талбот (Центр Византийских исследований Дамбартон Оакс, Вашингтон), говорила о завершении критического издания и комментированного английского перевода московской версии жизнеописания св. Василия Нового. По ее мнению, жизнеописание представляет собой, с одной стороны, важный исторический источник, а с другой — один из наиболее развитых в византийской литературе примеров изложения византийского представления о посмертном путешествии души и о Страшном Суде.
Обсуждался и вопрос о роли и значении снов в житийной литературе раннего периода (Анна Крюкова, Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, Москва).
Катерина Николау (Афинский университет) посвятила свой доклад изображению византийской женщины в агиографических текстах, а Ирина Охлупина (Уральский федеральный университет, Екатеринбург) — образам матерей в византийской агиографии VIII-XII вв.
Примечательно, что последний из представленных на конференции докладов был посвящен изучению русских агиографических традиций в грекоязычном православии XVI-XIX вв. (Симеон Пасхалидис, Фессалоникийский университет). Докладчик поставил перед собой задачу проследить «обратное движение» агиографических традиций, т.е. рассмотреть не влияние византийской агиографии на развитие славянской житийной литературы, а передачу русских агиографических традиций греческому миру.
Таким образом, данным докладом был подведен некоторый «хронологический» и «идеологический» итог конференции, пройден путь от истоков византийской агиографии к позднейшему русскому житийному творчеству.