Католическое осмысление наследия свящ. Павле Флоренского
События

Встреча началась c описания категорий усии и ипостасиса, которые Павел Флоренский называл составляющими началами человеческой личности. Докладчик отметил, что, по Флоренскому, гармония личного и надличностного может быть достигнута не путем уступок, а только тогда, когда одна составляющая признает другую, - в этом случае можно достичь божественного осмысления. Полная гармония усии и ипостасиса возможна только в Боге.
Александр Корнеев подробно остановился на понимании П. Флоренским Таинств и их значения, назвав три типа Таинств: тетические, антитетические и синтетические. Тетические таинства, описанные как освящающие тело, соответствуют различным видам деятельности - Причастие соответствует питанию, Крещение - очищению, Миропомазание - обереганию.

Антитетические таинства освящают речь, придающую осмысленность человеческому бытию и помогающую преодолеть самого себя, открыться для другого человека. Этих Таинств, по мнению П. Флоренского, тоже три и они также имеют аналогии в человеческой деятельности: Елеосвящение соответствует процессу слушания, Покаяние соответствует говорению, а Священство - контролю над слушанием и речью.

Названные таинства дополняет Таинство Брака. Его Флоренский называл синтетическим Таинством, освящающим пол. Он понимал брак как сопряжение духа воедино, в результате чего образуется синтетическое бытие. Александр Корнеев обратил внимание гостей встречи на число таинств, описанных Флоренским: «Таинств семь - это число значимо, оно символизирует полноту».

Продолжая рассказ, он заметил, что в работах Флоренского много внимания уделено процессу освящения, его сути и значению в жизни человека. Культ, таинства и личная молитва представлялись о. Павлу путями освящения. Г-н Корнеев напомнил и о «лествицах освящения», описанных в работах Павла Флоренского и указывающих на необходимость градуального, постепенного восхождения человека к Богу. Нужно понимать, что все важное в жизни человека освящается Таинствами - а значит, личность освящается на каждом этапе своего развития.

Г-н Корнеев указал и на определенное сходство в рассуждениях о Таинствах и благодати в работах православного философа и в учении Католической Церкви: «Если Павел Флоренский пишет об изменении человека благодатью, то в Катехизисе Католической Церкви мы легко находим слова о таинстве как «видимом знаке невидимой благодати» (Катехизис Католической Церкви, 1066-1134). Продолжая выступление, он подчеркнул, что в таком понимании Таинства являются ключом к объединению духовного и телесного начал.

Описывая работы о. Павла Флоренского, докладчик заметил, что в них содержится много информации о православном богослужении, почитании икон и молитве. Молитва, подчеркнул Александр Корнеев, сообразуется с ритмикой Церкви, с ритмом богослужения, и каждый человек, по Флоренскому, должен не нарушая ритма влиться в него.

Внимание и живой интерес участников встречи вызвал рассказ о категории креста в философских построениях Флоренского. «Крест - это категория, обладающая метафизически-мифическим характером, - подчеркнул Александр Корнеев. - Он лежит в основании христианского мировоззрения, это не только внешняя по форме организующая категория, - это умная, умопостигаемая сущность». Описывая особенности восприятия этого символа, он заметил, что даже в геометрии креста для Павла Флоренского заключен особый смысл. Для философа он находится в одном условном ряду между Богородицей и небесными силами, а также между Пресвятой Троицей и человеком, это образ вселенной.

Символика креста, равно как и христианская символика в целом, вызвала дискуссию. Кандидат искусствоведения Н. Боровская пояснила различия в известных традиционных формах крестов распространенными в мире представлениями. «Существует некая система условных символов и допущений», - отметила она. В качестве примера были упомянуты мозаики XIII века, украшающие базилику Santa Maria Maggiore в Риме, на которых кресты изображены там, где их не должно быть, согласно канонам. «Здесь речь идет уже о символике, которая позволяет идентифицировать некоторый сюжет как христианский. Вселенская же символика креста была осознана очень давно - изображения креста сохранились на керамике времен неолита, хотя, конечно, сложно определить его точный смысл в то время», - дополнила Н. Боровская.

Александр Корнеев подчеркнул, что крест является символом любви к человеку и символом жертвы. Кроме того, «он не может быть понят иначе, чем через Воскресение. И мы особенно осознаем это сейчас, переживая пасхальный период».

Чтобы полнее представить познакомиться с рассуждений Павла Флоренского о тварности и грехе, докладчик предложил гостям встречи прочесть фрагменты работ русского философа и обменяться своими соображениями о прочитанном.

Отвечая на заданные вопросы, он пояснил, что о. Павел говорил о самой возможности преодолеть грех, а не о степени, не о конкретной мере преодоления греха человеком. Современному миру, отметил Александр Корнеев, свойственно обожествлять свое эго, возвышать грех, а не личность. По Флоренскому же, основой движения к совершенству является любовь, потому что победа над грехом осуществляется только в любви. И первое, что может сделать человек, стремясь очиститься, - это обратиться к Богу и признать Его.

«Грех - это потерянность себя от Бога, - повторил мысль Флоренского докладчик. - А обращение к себе реализуется в церковной жизни. Главное на этом пути - понять сущность греха и преодолеть эгоизм. Однако самостоятельно человек не может ничего сделать, ему нужна любовь Бога.

«Без любви - а для любви нужна прежде всего любовь Божия, - без любви личность рассыпается в дробность психологических элементов и моментов. Любовь Божия - связь личности», - писал Флоренский. Помня об этом, каждый христианин должен стремиться восстановить целостность личности. «Духовное искривление», проявление зла, существующего в этом мире, Флоренский предлагал врачевать «духовной ортопедией», встав на путь подвижничества и аскетизма.

«Духовная жизнь - это и есть спасение, дарованное Господом Иисусом Христом; подвижничество же - путь к нему», - читаем мы в работах о. Павла Флоренского. И подвижником должен так или иначе стать каждый христианин.


Другие публикации на портале:

Еще 9