Первые предположения о возможности существования иного места, где явился на свет примерно в 623 году до н.э. принц Сиддхартха - будущий «Просветленный», как переводится с санскрита имя Будда - известны еще с середины прошлого столетия. В 60-е годы индийский историк Чандрадхар Мохапатра представил даже доклад, где высказал такую гипотезу. Однако недостаток археологических материалов не позволил ее должным образом обосновать.
В последние годы интерес к теории пробудили результаты раскопок, проведенных в Ориссе. Как убежден директор государственного исторического музея этого штата Сандрабхану Патель, входящий в число участников экспедиции, подлинное место рождения Будды уже установлено. Это - городок Капилешвар, расположенный на окраине Бхубанешвара - столицы Ориссы. Примечательно, что там же находится поглощенная кварталами городка деревня Лембеи, имя которой созвучно названию местечка Лумбини, где согласно традиционным представлениям и родился Будда.
Один из основных аргументов в арсенале исследователей - колонна с эдиктом императора Ашоки (268 232 гг. до н.э.), найденная еще в 1928 году при раскопках в Капилешваре и хранящаяся сейчас музее Колкаты. В надписи сообщается, что великий правитель династии Маурьев, покровительствовавший буддизму, посетил Капилешвар, чтобы поклониться месту рождения Будды.
Благодаря проведенной ранее археологами работе на территории городка найдены весьма важные исторические и культурные свидетельства, включая скульптурные изображения Сиддхартхи на четырех стадиях его трансформации из принца в отшельника.
Как уверяет Патель, нынешний Бхубанешвар в древности именовался Буддхешвар - в честь Будды. А весь регион, прилегающий к современной столице штата, некогда назывался Гоутам Нагар, что и обозначало владения, принадлежавшие знатному роду, из которого происходил Сиддхартха Гаутама.
В самом штате открыто около 2000 различных памятников буддизма, в том числе - остатки ступ, храмов и монастырей, что само по себе говорит о богатейшем наследии, оставшемся со времен расцвета этой религии в Индии.
Исследователи обращают внимание и на то, что в Непале преобладает направление буддизма школы Махаяна, которая зародилась на более позднем этапе развития этого вероисповедания. Более того, период широкого распространения буддизма в гималайском королевстве относится к VI столетию новой эры, а такая "отсрочка" вряд ли была возможной, если бы Непал был родиной Будды.