Уникальная византийская икона ХII века выставлена в церковном музее немецкого города Фрайзинг
События

Несколько столетий авторство этой иконы приписывали святому апостолу Луке, о чем гласил латинский текст 1629 года, выгравированный на обратной стороне серебряного алтаря, в который была вмонтирована эта ценная икона.


Однако, датированные еще первой половиной ХIV века церковные записи Домского собора Фрайзинга, где находилась резиденция баварских епископов, зафиксировали сомнения церковных историков относительно не только древности, но и авторства иконы.

Рентгеновские снимки и разные виды анализа этой иконы, проводимые в ходе реставрационных работ в начале 60-х годов прошлого века в Мюнхене, показали, что икона XII века «Лукасбильд» (19,5Х13,4 см.) на самом деле является знаменитой византийской иконой Божией Матери, именуемой «Агиосоритиссой» («Святогорской»). Она находилась некогда у ковчега с поясом Богородицы в Халкопратийской церкви, то есть церкви у Медных врат Константинополя.

     
   
     
   

Лик Пресвятой Богородицы, как считают ученые, впервые был запечатлен на иконной доске ранее 1200 года, а через столетие он был обновлен неизвестными мастерами. В 1235 году для иконы были изготовлены серебряные с позолотой оклад и рама (27,8Х21,5 см) с медальонами, запечатлевшими лики святых апостолов Петра и Павла, а также святых Георгия, Димитрия, Космы и Дамиана, Пантелеимона и др.

Выяснилось, что дарителем «Святогорской» иконы для константинопольской Халкопротийской церкви был дьякон, он же - мастер по изготовлению облачений Мануэль Дисхипатос (+1261), ставший впоследствии архиепископом Фессалоникийским. На позолоченной серебряной раме бирюзовой эмалью начертаны поэтические стихи, прославляющие Божию Матерь.

23 сентября 1440 года «Святогорская» икона Божией Матери появилась во Фрайзинге. Ее в качестве подарка получил баварский епископ Никодемус от своей сестры - английской графини. Известно также, что после пребывания иконы в Константинополе одним из ее новых обладателей был герцог Миланский Джан- Галлеаццо Висконти, от которого икона и перешла графине Кентской. Тогда на позолоченной раме иконы появился текст молитвы Божией Матери.

Во времена правления фрайзингского епископа Вайта Адама (1629 год) для иконы изготовили специальный серебряный алтарь (высота 145 см ), на обратной стороне которого и можно прочитать на латинском языке краткую историю иконы, начинающуюся словами о том, что она якобы является «творением рук святого апостола Луки». Это и послужило поводом называть «Святогорскую» икону Божией Матери «Lukasbild».


Другие публикации на портале:

Еще 9