Коран или винтовка?
События

Изначально избирком планировал обнародовать официальные результаты в четверг, 21 июня. Однако количество апелляций, поданных претендентами на высший государственный пост — бывшим премьером Ахмедом Шафиком и выдвиженцем «Братьев-мусульман» Мухаммедом Мурси насчитывает уже около четырех сотен.

Напомним, второй тур президентских выборов состоялся в Египте 16—17 июня. Основная борьба развернулась между светскими и исламистскими кандидатами. Египтянам пришлось делать непростой выбор между Ахмедом Шафиком, которого ряд политических сил пытается представить «ставленником Мубарака», и представителем исламистов Мухаммедом Мурси. Он, кстати, заявил, что на выборах представляет ни больше, ни меньше, а самого бога.

Сразу после начала подсчета голосов оба кандидата заявили о своей победе с небольшим отрывом друг от друга. В предвыборном штабе Мурси утверждают, что их кандидат опередил Шафика в соотношении пятьдесят два процента против сорока восьми. В штабе Шафика, уверены в том, что бывший премьер набрал пятьдесят один с половиной процентов голосов избирателей.

Ситуация усугубляется заявлением главы центризбиркома Фаруком Султаном, о том, что более миллиона голосов избирателей были сфальсифицированы. Кроме того, еще накануне стало известно, что в ряде округов исламисты при подсчете бюллетеней «ошиблись» в пользу Мурси на несколько сотен тысяч голосов. В штабе Мурси назвали обвинения в его адрес спланированной кампанией с целью не допустить его президентства.

Все это, естественно, только обостряет накал страстей в египетском обществе. «Братья-мусульмане» призвали к бессрочной забастовке на ставшей уже знаменитой каирской площади Тахрир. Региональным отделениям «братьев» якобы отдано распоряжение начать стачки и приступить к установке палаточных лагерей по всей стране в случае победы «премьера Мубарака». Исламисты полны стремления «отстаивать волеизъявление народа на выборах».

Как заявил один представителей исламистов, провозглашение Шафика победителем приведет к опасной конфронтации армии с народом. «Если подобное произойдет, то это будет означать, что Высший совет вооруженных сил и избирком пошли на фальсификацию воли избирателей, — заявил он. — И в этом случае речь однозначно идет о военном перевороте».

Между тем, из-за опасений массовых беспорядков, министерство внутренних дел привело свои силы в состояние высшей боевой готовности. Полиция, армия, а также подразделения специального назначения усиливают в столице страны меры безопасности. А на кольцевой автодороге, а также на трассе между Каиром и Александрией появились военизированные колонны, включая танки и БТР.

Наблюдатели считают, что объявление итогов президентских выборов, может только разогреть противостояние между армией и исламистами после объявления о роспуске парламента, что приведет к открытой конфронтации, с риском перерастания в гражданскую войну.

Однако, по мнению научного сотрудника Института востоковедения РАН Павла Густерина, «гражданская война в Египте не нужна ни военным, ни исламистам». «Египетский народ наблюдает события, происходящие в соседней Сирии и хорошо понимает, к чему ведет гражданское противостояние», — отметил эксперт.

Вместе с тем, по его мнению, «власть в Египте сейчас довольно шаткая и в интересах военных сейчас не упускать бразды правления». В интересах же «Братьев-мусульман» «не идти путем насилия, а действовать в законодательной плоскости, поскольку, как показывают выборы, значительная часть населения на их стороне». «Военные это понимают и учитывают. Получается ситуация, при которой военные не хотят отдавать власть, а исламисты не могут ее взять и, даже придя к победе в ходе выборов ее удержать не смогут», — считает Павел Густерин.

Стоит отметить, что Высший военный совет, сосредоточивший власть в Египте, с точки зрения «чистой демократии» уже совершил одну ошибку, распустив парламент и приняв конституционную декларацию от 17 июня, которая серьезно сковывает полномочия президента и создает неопределенности в отношении проекта новой конституции.

Но, тема демократии в арабском мире имеет иные составляющие, нежели в мире европейском. Поэтому военные полны решимости удержать власть. При этом нужно учитывать, что всплески бунтарства наблюдается, в основном, у решительно настроенной египетской молодежи. Но у этой части населения нет ярко выраженных харизматических лидеров. Существует опасность, что роль возьмут на себя исламисты. Однако очевидно, что булыжник — известное «орудие пролетариата» мало эффективен против организованной вооруженной силы. И если военные будут последовательны, то им удастся сохранить свое влияние в стране.

Стоит отметить, что военная элита в Египте представляет серьезную силу. И сейчас, даже после «революции 25 января» те, кто входит в Высший военный совет — люди, по большому счету, бывшие у власти при Мубараке. Как отмечает Павел Густерин, «военные власть не уступят, даже если формально Мурси станет президентом, в результате, он окажется марионеткой в руках военной элиты Египта». В случае, если клерикальные силы будут активно высказывать свое недовольство, «военные или подчинят Мурси, или его устранят».

Таким образом, весьма вероятно, что задержка с объявлением итогов президентских выборов в Египте связана не только с желанием властей разобраться с лавиной апелляций относительно нарушений на выборах, но и с той «подковерной борьбой», которая ведется в высших эшелонах египетской власти.

Росбалт.RU


Другие публикации на портале:

Еще 9