"Сегодня исторически очень важное событие для нашей многонациональной
страны. Как и многие народы, еврейский народ внес определенную лепту в
историю России. Кроме того, сегодня мы выполняем поручение президента
России, данное им после встречи с бывшим премьер-министром Израиля
Ариэлем Шароном в 2003 году", - сказал на открытии выставки полпред
президента РФ по Северо-Западу Илья Клебанов.
Hовая экспозиция получит статус музея в музее и будет действовать
постоянно. Кроме "еврейских коллекций", посетители смогут увидеть здесь
предметы из собраний Эрмитажа, Музея истории религии, Hациональной
библиотеки, предоставленные Этнографическому музею на условиях
временного хранения.
"Символично, что выставка открывается в последний день Хануки. То, что
сегодня происходит, подтверждает, что для всех народов главное - ценить
свое наследие, традиции и культуру. Только с уважением, пониманием и
толерантностью мы сможем развивать нашу страну", - сказал, в свою
очередь, главный раввин России Берл Лазар.
"Еврейские коллекции" Этнографического музея насчитывают более 2500
предметов, среди которых - ритуальная утварь, костюмы, предметы
домашнего быта, амулеты и обереги, уникальные футляры из текстиля
и дерева, украшенные серебряными коронами для хранения Торы, фотографии.
Основу коллекции заложил первый исследователь еврейской культуры
С. Ан-ский - именно так писал свой псевдоним фольклорист Ш.Раппопорт, возглавивший в 1911-1916 годах серию первых этнографических
экспедиций в губернии черты оседлости - Подольскую, Волынскую и
Киевскую.
Сотни собранных им предметов стали экспонатами первого музея "еврейской
цивилизации", открытого в 1916 году в Петрограде на 5-й линии
Васильевского острова и просуществовавшего до 1929 года. Затем
коллекция рассредоточились по музеям Советского Союза, а значительная
часть предметов вошла в коллекционное собрание Музея этнографии.
В первом, историческом, разделе экспозиции представлена хронология
формирования еврейской культуры: справочная библиотека, карты,
иллюстрирующие возникновение, миграцию, расселение еврейского народа,
памятники письменности, фотографии и портреты деятелей еврейской
культуры.
Одним из самых интересных экспонатов раздела специалисты называют
надгробие с изображением миноры из коллекции Эрмитажа. Эта надгробная
плита - свидетельство самого раннего еврейского присутствия на
российских землях - была найдена на территории Таманского полуострова и
датируется II-IV веками н.э.
Второй раздел - этнографический - посвящен культуре и быту еврейских
диаспор в России, так называемых ашкеназов (восточноевропейских),
горских (евреев Кавказа) и бухарских (среднеазиатских) евреев. В этом
разделе демонстрируется богатство традиционного еврейского костюма,
формировавшегося, в том числе, и под воздействием окружающей среды: местности, соседей, условий жизни. Часть раздела посвящена народной
"демонологии", где посетители познакомятся с амулетами, облегчающими
роды, избавляющими от дифтерита, защищающими от пожара и злых духов.
Большое внимание организаторы выставки уделили еврейским праздникам и
обрядам, включив в постановочные сцены и нарядные костюмы, и
музыкальные инструменты, и непременные праздничные атрибуты -
ханукальные лампы, обрядовую утварь и игры.