Статейная библиография: новости дня
События

Евлампиев И.И. Учение Николая Кузанского о Боге, мире и человеке в историко-философской перспективе. relig_articles. Чтобы понять причину той необычайной популярности, какую философия Николай Кузанского приобрела в начале XX века и какую она сохраняет по сей день, необходимо обратиться к переломному моменту истории европейской философии - к переходу ее в неклассическую фазу развития в середине XIX века. Уже первыми представителями неклассической философии были выдвинуты революционные идеи, радикально порывавшие с господствовавшей до этого традицией новоевропейского рационализма. В своем последующем развитии неклассическая традиция породила системы, которые кажутся абсолютно оригинальными и новаторскими на фоне всей многовековой истории европейской философии, - системы А. Бергсона, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и др. Однако парадокс становления и развития неклассической традиции заключается в том, что ее представители, будучи достаточно критично настроенными против своих ближайших предшественников (особенно это было характерно для А. Шопенгауэра и Ф. Ницше), одновременно обращались за вдохновением к весьма древним образцам европейской мысли. Если внимательно проанализировать эти обращения, то можно сделать вывод, что то новое философское мировоззрение, которое возникло во второй половине XIX века, имеет ясные истоки в очень влиятельной и давно существовавшей традиции, соединившей в себе два религиозных источника: античный гностицизм и христианскую мистику еретического толка. Условно ее можно назвать гностико-мистической мировоззренческой традицией. Полный текст статьи: часть 1, часть 2, часть 3.

Алфимова Ж.П. Антропология Оригена Александрийского в связи с учением о времени: на основе трактата Περί αρχών. relig_articles. Первая попытка всестороннего рассмотрения и систематизации идей раннего (или т.н. доникейского) христианства представлена в трактате начала III в. н.э. "О началах" (Περί άρχών, или в латинском переводе - De principiis), принадлежащем Оригену Александрийскому. Жизнь Оригена приходится на конец II - первую половину III вв. н.э. (185/186 - 254/255 гг.) Время написания Περί άρχών датируется 228-230 гг. н.э. - это конец пребывания Оригена в Александрии. На языке оригинала сохранилось два обширных отрывка III и IV книг в хрестоматии, составленной Василием Великим и Григорием Назианзином, известной под именем Φιλοκαλία (буквально - "добротолюбие"), а также переработка Руфина Аквилейского на латинском языке. Полный текст статьи: часть 1, часть 2, часть 3.

Даренский В. Феномен современной техники в контексте библейской картины мира: онтологические и этические аспекты. relig_articles. Феномен современной техники приобрел статус одного из ключевых неклассических предметов философской рефлексии в силу того огромного значения, которое он имеет в формировании жизненного мира и души человека современной цивилизации. Различные варианты прогрессистских подходов рассматривают радикальную технизацию человеческого бытия, несмотря на эмпирически очевидные издержки, в качестве позитивной трансформации, формирующей новый тип человека. Основной презумпцией такого подхода, очевидно, является рассмотрение человека как в первую очередь биосоциального существа с фундаментальной гедонистической интенцией, а все остальные онтологические уровни его сущности либо считаются второстепенными, либо вообще отрицаются. В рамках такого типа сознания с неизбежностью формируется особый вид идолопоклонства, который может быть назван технолатрией. Полный текст статьи: часть 1, часть 2.

Матисон А.В. Брачные союзы православного духовенства уездных городов России в конце XVIII в.: Ржев и Осташков. «Вестник архивиста». Исследование матримониальных связей населения России в разные хронологические периоды является важным направлением в изучении различных сословий и социальных групп, в том числе и духовенства. Чрезвычайно значимым источником, способствующим рассмотрению этих процессов, являются ревизские сказки второй половины XVIII в., в которые включались сведения о брачных союзах. Информация о матримониальных связях священно-церковнослужителей вошла в документы 5-й ревизии (1795 г.) и включает данные о браках, заключенных членами семей клириков со времени 4-й ревизии (1782 г.), то есть за тринадцать лет. Этот период весьма важен в истории православного духовенства России, так как именно тогда завершалось оформление духовенства как единого сословия. Полный текст статьи.

В начале было — что? Правильно, калам! ШколаЖизни.ру. В отношении искусства исламских стран принято считать, что Бог запрещает мусульманам создавать изображения живых существ. Однако в главной священной книге мусульман, Коране, такого запрета нет. Он появился в VIII веке и вошел в канонические тексты в IX веке как реакция на политеизм и идолопоклонство территорий, охваченных исламизацией. Полный текст статьи.


Другие публикации на портале:

Еще 9