26 мая в Москве открывается «Святая Русь» — беспрецедентная по масштабу и уникальности собранных экспонатов выставка произведений древнерусского искусства X—XIX веков. Ее составят исключительные по уровню исполнения и исторической значимости шедевры иконописи и книжной миниатюры, фрагменты монументальной живописи, творения русских, византийских и западноевропейских ювелиров, а также мастеров золотого шитья — всего 450 предметов, собранные из 25 российских музеев, архивов и библиотек. Единственный экспонат, привезенный в Москву из музея Лувра, — медный, отделанный золотом с эмалью наплечник из парадного одеяния Владимирского князя Андрея Боголюбского, исполненный в XII веке европейскими мастерами.
До XVII столетия драгоценный фрагмент княжеского одеяния хранился в Успенском соборе Владимира, затем перекочевал в соборную кладовую и в 1919 году поступил во Владимирский музей. В 1933 году, в период известных сталинских распродаж национальных художественных сокровищ ушел за границу и этот раритет. Его следы наверняка затерялись бы, если бы «Общество друзей Лувра» не купило наплечник у французского антиквара и не подарило его главному французскому музею.
Именно в Лувре 2 марта 2010 президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози открыли давно ожидаемую на Западе выставку, впервые столь полно представившую в Европе искусство Древней Руси. Во Франции эту выставку посетило более 200 тысяч зрителей. Теперь шедевры, поразившие парижан, увидят в Москве, в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу, на одноименной выставке, которая пройдет по инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. Этот выставочный проект приурочен к празднованию «Дней славянской письменности и культуры».
Здесь можно будет увидеть все то, что потрясло французов: прославленные чудотворные иконы, древнейшие иллюстрированные рукописи, драгоценные царские вклады в храмы и монастыри, в том числе шедевр русского ювелирного искусства — оклад иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева, изготовленный в конце XVI века по заказу царя Бориса Годунова. Среди экспонатов выставки — грандиозные Златые врата собора Рождества Богородицы в Суздале начала XIII столетия, уникальный образец искусства домонгольской Руси. Врата исполнены из дерева, обитого медными листами, на которые методом огневого золочения были нанесены изображения евангельских сцен.
Российская выставка отличается от французской: если в Париже посетителей предлагалось просвещать, рассказывая им посредством богатейшего иллюстративного материала о мало известной на Западе древней культуре, то россиян, скорее, ждет радость нового узнавания знакомых вещей и явлений, которые теперь могут быть сложены в единую картину. Никогда раньше эти редчайшие экспонаты не собирались в едином музейном пространстве, в одной экспозиции. И здесь их можно будет не просто увидеть под стеклом: плазменные мониторы, установленные в залах, позволят разглядеть все до мелочей и даже пролистать древний манускрипт. Выставочный каталог с сопутствующей информацией частично сведен в цифровой формат и будет доступен на сенсорных экранах.
Экспонаты сгруппированы в семь разделов, воссоздающих в наших глазах образ Святой Руси как модели идеального общественного и духовного устройства. Первая тема — «Рождение в духе. Крещение Руси и утверждение христианской веры» прослеживает истоки христианства на Руси, начиная со времен святого равноапостольного князя Владимира. Раздел «Под покровом Богородицы» раскрывает образ Богоматери как защитницы и покровительницы русского народа. О других заступниках и покровителях рассказывает раздел «Заступники и наставники. Почитание святых на Руси и русские святые», где представлены образы наиболее известных христианских святых и их русских последователей, начиная со святых князей Бориса и Глеба.