На выставке «Святая Русь» будет представлено около 450 произведений из 25 отечественных музеев, библиотек и архивов, а также один редчайший экспонат из Лувра. Это оплечье (армилла) с изображением Воскресения — Сошествия во ад, составлявшее, как предполагают исследователи, часть парадного облачения князя Андрея Боголюбского.
Основная часть этих экспонатов демонстрировалась в музее Лувра в Париже на выставке «Святая Русь», организованной в рамках культурной программы «Год Франция — Россия 2010». Собрав воедино многочисленные памятники древнерусской иконописи, книжной миниатюры и монументальной живописи, ювелирного дела, лицевого шитья и других видов искусства, парижская выставка впервые в Европе позволила многочисленным зрителям увидеть с такой полнотой немеркнущую красоту духовной и художественной культуры Древней Руси. Выставка вызвала серьезный культурно-политический резонанс и стала новым шагом на пути узнавания России на Западе. Тогда же, в 2010 году, было принято решение об организации выставки «Святая Русь» в России.
Несомненно, что произведения древнерусского искусства намного известнее и доступнее в России, чем на Западе, однако это не делает выставку менее важной для отечественного зрителя. Такой обширный и прекрасно подобранный ряд памятников никогда прежде не был собран в пределах одного музейного пространства, одной экспозиции.
Все эти памятники представлены не в качестве иллюстраций к развернутой истории русской средневековой культуры, как это было сделано в Париже, но распределены по тем главным темам, из которых в современном сознании складывается образ «Святой Руси» как умозрительной модели идеального общественного и духовного устройства. Эта модель, которая начала формироваться еще в эпоху Средневековья, обрела особый смысл в XIX столетии, с началом систематического открытия и изучения древнерусской книжности и художественной культуры, и во многом определила представления об их исключительной ценности и значимости для русского народа.
На основе этих открытий, в свою очередь, составлялся наглядный и зримый, «вещественный» образ Святой Руси — Руси православной, хранящей себя в благочестии и чистоте, Руси подвижников и молитвенников, Руси боголюбивых государей, мысливших свое царство как прообраз и преддверие Царствия Небесного. Как и любой идеальный образ, он не всегда и не во всем совпадает с исторической действительностью, однако безусловно продолжает служить одним из главных духовных ориентиров, позволяющих осмыслить историческое и культурное наследие нашего Отечества. И все, кому оно важно и дорого, могут получить еще одну такую возможность на выставке, открывающейся в Третьяковской галерее.
Выставка включает в себя следующие разделы:
- Рождение в духе. Крещение Руси и утверждение христианской веры
- Под покровом Богородицы
- Заступники и наставники. Почитание святых на Руси и русские святые
- Свет в пустыне. Монастыри на Руси
- Земное царство и Царствие Небесное
- Святое в повседневном
- Небо на земле. Русский православный храм