О Двенадцати ближайших учениках Господа Иисуса Христа неоднократно говорится как в Евангелиях и книге Деяний апостолов, так и в посланиях Павла и Откровении Иоанна. Несмотря на то, что во всех перечисленных текстах даются довольно разные трактовки и оценки Двенадцати[1], сам факт многочисленных упоминаний свидетельствует о той значимости, какую имела вся эта группа учеников в целом, а вместе и о той немалой (а подчас и центральной) роли, какую играли некоторые ее члены в отдельности.
Как говорилось уже в одной из предыдущих заметок[2], в самом действии избрания Двенадцати из более многочисленной группы последователей нужно видеть в первую очередь пророческий акт, посредством которого Господь символически учреждал или придавал определенную форму Новому эсхатологическому Израилю, состоящему из единоплеменников Иисуса, принявших его Весть[3]. Кроме того, будучи доверенными лицами Господа, они время от времени выполняли различные его поручения и всюду сопровождали его. Но самой главной их функцией, судя по всему, было расширение ареала распространения Вести в Палестинском регионе. После смерти и воскресения Спасителя они становятся лидерами Иерусалимской общины. При этом нужно отметить, что их лидерство не распространялось на общину последователей Христа из числа эллинизированных евреев Иерусалима. На это, по мнению многих исследователей, явно указывает рассказ о конфликте в среде иерусалимских христиан, связанный с оказанием финансовой и материальной помощи наиболее бедным членам нового религиозного движения[4].
Характер их руководства точно определить едва ли возможно, так как сведения в Деяниях Апостолов очень противоречивы, что говорит либо о двойственности и неточности источников, которыми пользовался автор, либо о том, что описание устройства есть в определенной степени плод воображения и экстраполирования автором Деяний Апостолов реалий его времени и окружения. Единственно, о чём можно говорить вполне определённо, так это о наличии коллегиальности в их лидерстве[5]. Однако как широко среди членов мессианской общины признавался их авторитет, а также какую роль, кроме «Петра и Иоанна»[6], играли остальные члены корпорации Двенадцати как на раннем этапе, так и в период трений между Павлом и иерусалимской общиной[7], остаётся неясным. Можно допустить, что Двенадцать, за исключением Петра и Иоанна (и, скорее всего, Иакова Зеведеева), выполняли лишь символическую функцию представителей новой эсхатологической общности внутри иудаизма, начало которой было положено деятельностью Иисуса. Также, они могли быть первыми почитаемыми хранителями (вроде «старейшин» в иудаизме) и трансляторами речений и сказаний о деяниях Господа Иисуса Христа[8].
Где-то в конце 30-х гг.[9] корпорация Двенадцати теряет свои лидерские позиции или даже вообще перестаёт существовать[10], что можно связать с гибелью, а также с уходом из Иерусалима некоторых (если не всех) из входивших в нее ближайших учеников Иисуса. К концу 40-х годов, судя по имеющимся свидетельствам и косвенным указаниям, руководство иерусалимской общиной переходит к «Иакову и братьям»[11], а затем (или это одновременные события) Иакову и пресвитерам, в лице которых (видимо, по преемству с Двенадцатью или «столпами» из Гал 2.9) представлена коллегиальная форма управления[12]. Хотя Двенадцать сохраняют определенные позиции в иерусалимской общине и влияют в какой-то степени на те или иные решения, как видно из рассказа Луки в Деян 15, при этом ведущую роль принимает на себя Иаков. Относительно деятельности отдельных членов из числа Двенадцати в текстах Нового Завета, начиная с начала 50-х годов, имеются сведения лишь об апостоле Петре[13]. О судьбе других учеников Господа из Двенадцати мы узнаем только из апокрифических текстов и свидетельств церковных писателей III-IV веков. Так, об апостолах Андрее, Фоме и Иоанне, их проповедническом служении и кончине повествуется в трех неканонических книгах «Деяний». Тексты эти были написаны примерно в период со 175 по 225 годы[14] в Малой Азии и Сирии. По мнению исследователя Д. Ауне, «они не полностью вымышлены, но сочетают устные предания (в некоторых случаях восходящие к I веку) с творческим воображением их авторов»[15]. Сложно определить степень исторической достоверности даже вполне правдоподобных эпизодов этих раннехристианских документов, что не дает твердых оснований утверждать что-либо определенное касательно их главных действующих лиц. Еще менее достоверным, судя по всему, нужно считать слова Оригена относительно маршрутов миссионерских путешествий тех или иных апостолов из Двенадцати[16]. На этом фоне наиболее историчными кажутся показания древнецерковного предания конца II века о лидерском и проповедническом служении апостола Иоанна Зеведеева в Эфесе[17]. В общем и целом достоверные и более-менее определенные сведения о миссионерской деятельности вне Палестины мы имеем лишь об апостоле Петре, о чем, кстати, сохранились и самые ранние свидетельства за пределами новозаветных книг, по сравнению с другими апостолами из Двенадцати[18].
[1] См. H. D. Betz. Apostle // The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 1. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс).
[2] См. «Календарные заметки на 24 июня: память святого апостола Варфоломея» (ссылка в интернете - http://www.bogoslov.ru/text/902552.html).
[3] См. например, И. Иеремиас. Богословие Нового Завета. Часть 1: Провозвестие Иисуса. М., 1999. С. 257-258.
[4] Подробнее см. Дж. Данн. Единство и многообразие в Новом Завете. М., 1999. С. 295-301; кратко об этом же в моих Календарных заметках на 9 января (ссылка в интернет - http://www.bogoslov.ru/text/555651.html).
[5] Это, кроме данных Деяний Апостолов, с одной стороны, может подтверждаться синагогальной формой устройства, которую члены нового мессианского движения вполне могли воспринять уже в первые годы существования движения, а с другой, указаниями других иудеохристианских документов, соответствующие места из которых будут выбраны и проанализированы ниже.
[6] Ср. Деян 3:1 и далее; 8:14 и др.; а также Гал 2:9 и далее.
[7] См. Гал 2.
[8] Может быть, частично письменно зафиксированное, на что, возможно, указывает предание, сохранённое Папием о написании Евангелия от Матфея (у Евсевия в «Церковной истории» [3.39.16]).
[9] Такая датировка основывается на хронологических указаниях Павла в Гал 1-2, она также связана с казнью Иакова Зеведеева и прочими обстоятельствами, связанными с этим событием.
[10] Павел, говоря об «апостолах», из которых он никого не видел, кроме Петра, в свой первый визит в Иерусалим в качестве последователя Иисуса, едва ли имел в виду Двенадцать (см. Гал 1:19), т. к. он четко отличал одних от других (см. 1 Кор 15:5-7).
[11] Деян 12:17; судя по Деян 1:14, а также по 1 Кор 9:5, под братьями в этом выражении, скорее всего, подразумевались кровные братья Иисуса, а значит и Иакова, которые со временем отходят от дел общинного управления и начинают активно миссионерствовать; выделение «братьев Господа» в 1 Кор 9:5 в отдельную категорию, отличную от Двенадцати (представленных в лице Кифы-Петра, ср. 1 Кор 15:5 и далее) и «остальных апостолов» служит дополнительным подтверждением их роли в качестве авторитетов в иерусалимской, а также ряде сиро-палестинских общин, а в процессе миссии и в общинах других провинций империи.
[12] На коллегиальную форму иерусалимской общины указывает и, таким образом, подтверждает данные Деяний Апостолов, и Павел в Гал 1-2.
[13] См. 1 Кор 1:12 и далее; 9:1 и далее.
[14] Д. Ауне. Новый Завет и его литературное окружение. СПб., 2000. С. 140.
[15] Там же, с. 141.
[16] Цитату из Оригена и ее анализ см., например, в: В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви в 4-х томах. Т. 2. М., 1994. С. 237 и далее.
[17] Евсевий Кесарийский. Церковная история, 3. 23.
[18] См., например, 1 Клим 5 (это послание Римской Церкви написано на рубеже I и II веков).