Календарные заметки на 26 марта: память святого мученика Савина
Сегодня Русская Православная Церковь совершает литургическое воспоминание мученического подвига святого Савина.
Статья

Святой мученик Савиниан, или Савин (видимо, уменьшительно-ласкательная форма имени Савиниан)[1], как говорится о нем в Синаксаре Константинопольской Церкви (X век)[2], происходил из египетского города Гермополя и пострадал при императоре Диоклетиане; под этим мог подразумеваться в Житии вообще весь период гонений на христиан, начавшихся в 303 году и закончившихся в 311 году, а местами, в том числе и в Египте, в 313 году. Впрочем, данных о том, что христиане официально осуждались на казнь в период с 311 по 313 гг., практически не встречается. Собственно к этому промежутку времени (с 303 по 311 гг.) и нужно относить мученическую кончину святого Савина[3]. Что касается других сведений о мученике, то они выглядят не очень правдоподобными хотя бы потому, что содержат, судя по всему, самые обыкновенные сюжетные штампы, какие постоянно встречаются в поздних византийских житиях, и особенно в синаксарных сказаниях. В рассматриваемом Константинопольком синаксаре имеются две версии рассказа о святом (X и XII века), несколько отличные друг от друга. Это, возможно, отражает, разные традиции предания о мученике Савине. В обеих версиях совпадает датировка и определение места проживания святого. Отличаются же они в следующем:

  1. В первой из версий приводится подробное описание предательства Савина властям одним «бедняком, получавшим пищу от святого». Драматизация сцен предательства и следующего за ним допроса достигается посредством диалогов между действующими лицами. При этом слова безымянного предателя, обращенные к гонителям, почти буквально воспроизводят слова Иуды Искариота: «Что вы дадите мне и я покажу вам [место], где он [скрывается]» (ср. Мф 26:15: «Что вы хотите мне дать, и я вам предам его»). Далее, как и в евангелии, гонители дают ему деньги (в размере двух золотых монет). После этого Савина арестовывают и приводят на допрос правителя области[4]; между ними происходит недолгий разговор. Правитель спрашивает Савина, почему он «пренебрегает постановлениями царей и великих богов (не совсем ясно, идет ли здесь речь о царях как богах, или подразумеваются цари и боги отдельно — прим. П.Л.) и проповедует о каком-то другом неизвестном боге». Святой довольно загадочно отвечает, что правитель многим обязан тому Богу, которого проповедует Савин, и поэтому правитель должен бы знать и верить в Него. Очень возможно, что составитель Жития намекал здесь на речь апостола Павла в афинском Ареопаге, а также на его слова из Послания к римлянам о доступности познания Бога через творение (см. Деян 17:18-28; Рим 1:18 и далее; даже термин используется тот же, что в Деяниях Апостолов — «неведомый, или неизвестный, Бог», agnostos[5] theos (греч.)). Такое (предполагаемое, конечно) использование аллюзий и парафразов отдельных мест Нового Завета могло иметь целью уподобить обстоятельства мученичества Савина событиям из жизни Спасителя и представить святого человеком, подобным по дерзновению в деле свидетельства о вере апостолу Павлу. За дерзкие слова в отношении правителя и нежелание подчиниться имперским законам Савина подвергают пыткам и в конце концов казнят через утопление в реке.
  1. Во второй, более поздней версии, диалогическая часть полностью опущена, но подробно перечисляются пытки, которым обычно подвергаются мученики: терзание и раздирание тела «кошачей лапой», обжигание раскаленным железом.

Многие из указанных эпизодов могут свидетельствовать об искусственно составленном сюжете. Это заставляет сделать гипотетический вывод о том, что достоверной информации о мученике Савине, кроме, возможно, места и времени жизни святого и факта его казни, у нас нет. Хотя при этом нельзя исключать совсем вероятность того, что за текстуальным подражанием стоят реальные события, в частности, предательство святого, что не было такой уж редкостью во времена гонений.

Память святого мученика Савина совершалась, согласно разным версиям Синаксаря Константинопольской Церкви, 12, 13 и 16 марта (здесь и далее — по старому стилю), а согласно Петровому прологу XI века — 13 мая[6]. В современном календаре Русской Православной Церкви празднование в честь мученика Савина совершается 13 и 16 марта.


[1] Чаще всего святой именуется Савином, однако в некоторых версиях, в частности, в Синаксаре Константинопольской Церкви (см. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae // Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 509-512), а также в Месяцеслове императора Василия II (см. Maenologium graecorum Basilii Parphirogenetus // PG 117. Col. 352).

[2] Судя по всему, это древнейшее на сегодняшний день краткое житийное повествование; некоторые подробности этого Жития содержатся в каноне утрени 16 марта (по старому стилю; см. о днях памяти далее), составленного Феофаном Песнописцем в IX веке http://www.orthlib.ru/worship/mineya/mar/

[3] Что касается даты «287 год», стоящей в Полном Месяцеслове Востока у архиепископа Сергия (Спасского) и воспроизведенной в календаре Русской Православной Церкви, то она взята, думается, довольно произвольно и едва ли имеет под собой сколько-нибудь убедительное основание.

[4] В версии житийного рассказа XII века приводится имя правителя - Ариан.

[5] В синаксарном тексте употребляется более поздняя форма этого слова - agnoristos.

[6] Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 2. М., 1997. С. 73, 75.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9