Архиепископ Александр (Толстопятов) – исповедник и апологет Русской Православной Церкви первой половины ХХ века
Архиепископ Александр (Толстопятов, 1878–1945) – православный иерарх, который, приняв в зрелом возрасте священный сан – в 1920 году, посвятил очень много сил написанию апологетических трудов в период 1928–1945 гг. Он продолжал эту работу, будучи в ссылках, несмотря на состояние здоровья. Главный свой труд «Щит веры» архиерей завершил незадолго до смерти. Введение в научный оборот материалов апологетических трудов архиепископа Александра и их последующее издание представляют значительный исторический и культурологический интерес для современной науки.
Статья

Православная апологетика в годы воинствующего атеизма в СССР требовала от того, кто решался посвятить ей свои силы, как глубоких познаний, так и большого личного мужества. Профессор Московской духовной академии А. И. Осипов называет среди наиболее известных апологетов самого тяжелого для православных периода советского богоборчества (1917–1943 гг.) протоиерея Валентина Свенцицкого, профессора Н. И. Фиолетова, С. И. Фуделя, епископа Варнаву (Беляева)[1].

Спецификой православной апологетики этого периода было отстаивание истинности христианства не перед лицом людей с другими религиозными взглядами, как это было в раннехристианской Церкви в Римской империи, а перед лицом господствующего атеизма. Нельзя не назвать в числе апологетов Русской Православной Церкви первой половины XX столетия святителя Луку (Войно-Ясенецкого) и архиепископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова). И если труды всех перечисленных выше апологетов достаточно широко известны, то работы архиепископа Александра пока не известны широкой читательской аудитории и в академической среде.

Можно отметить ментальную и духовную близость архиепископа Александра (Толстопятова) со святителем Лукой (Войно-Ясенецким), которая проявляется в схожих фактах их биографий: принадлежность к русскому дворянству, блестящее дореволюционное светское образование, отсутствие базовой богословской подготовки в духовных школах, частично восполненное впоследствии преимущественно за счет самообразования. Архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого) и архиепископа Александра (Толстопятова) объективно сближает их исповеднический подвиг, выразившийся в многолетнем «стаже» лагерной жизни и пребывании в ссылках, где их повседневным занятием были и апологетические богословские труды. Сходство есть и в их главных апологетических работах «Щит веры»[2] и «Дух, душа и тело»[3]. Созданные авторами независимо друг от друга и написанные в различных научно-публицистических жанрах, оба произведения имеют немало схожих черт, характерных для богословских произведений эпохи гонений на Русскую Православную Церковь: опора на Священное Писание, весьма ограниченная база научной литературы, личный духовный опыт и профессиональные знания.

В частной коллекции пермского коллекционера М. Ю. Кориненко сохранился рукописный текст диссертации архиепископа Александра (Толстопятова) на соискание степени кандидата богословия[4] и машинописная копия его труда «Щит веры», завершенного в г. Молотове (в настоящее время Пермь) 20 августа 1945 года[5]. Оба эти труда являются замечательными памятниками православной апологетической мысли советской эпохи. Введение в научный оборот материалов апологетических трудов архиепископа Александра и их последующее издание представляют значительный исторический и культурологический интерес для современной науки.

Становление иерарха как богослова-апологета произошло в период его жизни, когда он, будучи еще светским человеком, поступил в Петроградский богословский институт. Обучаясь в этом институте, он принял священный сан, тем самым вступив на путь исповедничества, сопряженный с большими лишениями и преследованиями.

Исповеднический путь преосвященного Александра начался с «Петроградского процесса» 1922 года. После приговора он находился в заключении в Петрограде, досрочно освобожден. Но вскоре иеромонаха Александра вновь арестовали. Наказание отбывал в Соловецком лагере особого назначения. Последний год лагеря был заменен двухлетней ссылкой в Нижний Новгород. Затем его сослали из Нижнего Новгорода в Пермь, где он, будучи возведен митрополитом Сергием (Страгородским) в сан архимандрита, продолжал служение и свои богословские труды, что привело к возбуждению еще одного дела, уже в Перми. После приговора отбывал наказание в Вишерских лагерях. В середине мая 1931 года его этапировали в Усолье. Затем перевели в Беломорбалтлаг. После освобождения был призван к архиерейскому служению в Казахстане. Через три года вновь арестован, отбывал в наказание в Ухтинлаге. После освобождения в 1939 году назначение на кафедру смог получить только в 1943 году.

Диссертация архимандрита Александра носила ярко выраженный апологетический характер. В марте 1928 года в материалах ОГПУ отмечалось, что находившийся в ссылке в Перми архимандрит Александр (Толстопятов) «сумел устроиться на службу в Никольской церкви и приобрести авторитет среди верующих, которые считают его как бы мучеником за дело православия»[6]. Отмечалось также, что «Толстопятов собирает наиболее популярную антирелигиозную литературу и намерен написать труд против безбожников»[7].

В своей диссертационной работе «Научное обоснование Библейского сказания о творении мира» архимандрит Александр писал: «Рассматривая вопрос о творении животного царства и человека, мне хотелось дать новые физико-математические доказательства бытия души, так как существующие идеалистические философские материалистами не признаются “научными”. Правда, мнение их ошибочно, односторонне. Но научное обоснование Библейского сказания о творении мира должно давать такие доказательства, которые считаются всеми неоспоримо научными»[8].

Архимандрит Александр особо обращал внимание на практический характер своей работы, значение содержащихся в ней сведений для всех, кого по-настоящему волнует взаимоотношение науки и религии в условиях открытых гонений на вторую и придания первой почти религиозного значения: «Принимая во внимания, что в печати нередко появляются сообщения о “новых открытиях науки”, противоречащих будто бы догматам религии и разрушающим ее основания, я признал нужным предупредить своих читателей, что к этим открытиям можно приступать только с научной критикой, которая не принимает их на веру, так как подобные тенденциозные сообщения распространяются обычно с определенными целями, без проверки оглашаемых данных, а в некоторых случаях допуская “научный обман”»[9].

Автор писал очень живо и образно, стараясь заставить задуматься тех, для кого атеистическое учение являлось неоспоримой догмой. Одно из направлений его критики – вера атеистов в «случай»: «Первичный газ “случайно” концентрируется в определенных местах вселенной, затем под влиянием опять-таки “случая” образуется шаровая или спиралевидная туманность, из которой “случайно” возникает Солнечная система. Характерно и то, что еще в 1916 г. английский астроном Эддингтон доказал, что масса всех звезд приблизительно одинакова, и, несмотря на эту закономерность, материалисты продолжают поклоняться своему фетишу – случаю»[10].

Защита диссертации на соискание степени кандидата богословия состоялась до 1930 года; каким был формат защиты, можно только предполагать, в силу отсутствия сохранившихся источников. Исходя из них, можно сделать вывод, что решение о присуждении степени кандидата богословия принял митрополит Сергий при участии архиепископа Питирима (Крылова).

Важно особо подчеркнуть, что, защитив свою кандидатскую диссертацию в трудные 20-е годы, архиепископ Александр (Толстопятов) продолжал заниматься православной апологетикой до самой кончины, вопреки всем самым неблагоприятным внешним условиям. Незадолго до смерти (труд «Щит веры» был завершен 20 августа 1945 года, а 26 сентября он скончался), архиепископ Александр завершил еще одну свою апологетическую книгу «Щит веры», объясняя это название тем, что «так как характер изложения рассматриваемых вопросов у нас апологетический, то издаваемый нами труд мы именуем “Апологетическим введением в православное богословие”. Так как он имеет целью защитить веру православных христиан от различных лжеучений, то мы ему усвоили и второе название – “ЩИТ ВЕРЫ”»[11].

Эта работа архиепископа Александра написана в виде учебного пособия по апологетике для учащихся духовных учебных заведений и приходского духовенства. Вероятно, работа над пособием шла и в целях использования его в преподавательском процессе богословско-пастырских курсов, которые планировалось открыть в Молотовской епархии, как это было сделано с мая 1944 года по март 1945-го в Москве, Саратове, Киеве, Ленинграде, Львове, Луцке, Минске, Одессе и Ставрополе. Впоследствии они были преобразованы в 8 семинарий и 2 духовные академии – Московскую (Московская духовная академия сначала существовала в формате богословского института в Москве) и Ленинградскую[12].

Архиепископ Лука в своем апологетическом эссе «Дух, душа и тело», написанном примерно в то же время, что и «Щит веры» архиепископа Александра, дает понять, как им удавалось заниматься апологетическими трудами в самых неблагоприятных для этого внешних условиях: «Гегель спокойно заканчивал свою “Феноменологию духа” в Иене 4 октября 1806 года, не замечая, что вокруг него бушевало сражение»[13].

Тем не менее пособие по апологетическому богословию архиепископа Александра преследует не только учебные, но и иные, более широкие задачи. Сам святитель писал об этом так: «…Не следует думать, что я задался целью дать читателям краткое и конспективное изложение вероучения Св. Православной Церкви, облегчающее последующее затем чтение серьезных вероучительных трудов. Нет, таких руководств имеется уже достаточно много, но все они не являются “введением в православное богословие”, а представляют собою краткие курсы или даже учебники по данному предмету. В своем труде я имел намерение предложить читателям исходные богословские сведения для изучения нашего православного вероучения с указанием заблуждений лиц, стоящих вне Церкви и, тем не менее, проповедующих свои лжеучения»[14].

В своем «Щите веры» автор также очень резко выступает против атеизма и атеистов: «Что же касается существования среди древних и новых народов атеистов, то это вовсе не говорит против врожденности и всеобщности религиозной идеи, т. к. “атеизм” есть сознательное отрицание понятия о Боге; отрицание факта всегда предполагает предварительное его существование. Кроме того, не следует забывать, что, наряду с развитием свойств человеческой природы, возможна и деградация их. Так, например, встречаются лица, в полной мере утратившие существеннейшее свойство души – совесть, однако нельзя же на этом основании утверждать, что совесть не присуща человеческой душе. Нельзя также считать дар слова не общечеловеческой способностью по той лишь причине, что есть люди, своей безнравственной жизнью доведшие себя до паралича и чрез то до потери дара слова. То же самое следует сказать и относительно атеистов; они имеют понятие о Боге, но так далеко отошли от Него, что утратили общечеловеческую способность признания бытия Высочайшего Всесовершеннейшего Существа. Таким образом, атеизм является печальным исключением из общего представления, что идея о Боге присуща всем народам и всем племенам земным»[15]. «Стремление атеистов выставить возражения против бытия Божия на основании мнимого расхождения данных Библии и науки разбиваются истинной наукой и заявлениями ее лучших представителей»[16]. «Что же касается упорных отрицаний истины, то люди столь сильно окованы путами врага человечества, что, слыша обоснованные доводы в пользу истины бытия Божия, стараются их не пропускать в свои сердца и оставаться во тьме безбожия. Они боятся, как бы семя истины не запало в их сердца и не истребило те лживые воззрения, которые они считают своим сокровищем, они боятся, как бы слово истины не разрушило все их мировоззрение»[17].

Архиепископ Александр видел необходимость в подготовке полемистов, обладающих специальными знаниями для дискуссии с подготовленными атеистами. По это причине при написании пособия «Щит веры» он, с одной стороны, опирался на доступные ему труды дореволюционных русских ученых: протоиерея Федора Голубинского[18], проф. Г. И. Челпанова[19], В. Д. Кудрявцева[20], а с другой – приводил в подтверждение тех или иных тезисов и свои жизненные воспоминания, наблюдения. Книга содержит несколько очень пространных примеров, связанных с периодами его лагерного заключения.

Значение апологетических трудов архиепископа Александра (Толстопятова) еще только предстоит раскрыть. Выстраданные его исповедническим путем, ставшие важной его частью, они не утратили своей духовной актуальности и представляют существенный интерес не только как памятник православной богословской апологетической мысли в СССР 1928–1945 гг. Во всех испытаниях архиепископ Александр ни на йоту не отступил от своей веры, продолжая свидетельствовать о ней как своим служением, так и апологетическими трудами, в написании которых видел свое призвание, и всей своей жизнью.

 

Литература

  1. Александр (Толстопятов), архим. Научное обоснование Библейского сказания о творении мира. Рукопись. Пермь, 1928. 520 с.

  2. Александр (Толстопятов), архиеп. Щит веры. Машинопись. Молотов, 1945. 400 с.

  3. Голубинский Ф. А., прот. Лекции по умозрительному богословию. М., 1868. 233 с.

  4. Кудрявцев В.Д. Начальное основание философии. СПб., 1893. 226 с.

  5. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Дух, душа и тело. М., 2021. 320 с.

  6. Марченко А., прот. Архиепископ Александр (Толстопятов). Защитник Отечества и православной веры. Нижний Новгород, 2015. 176 с.

  7. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/put_raz/txt02.html (дата обращения: 20.06.2023).

  8. Пермский государственный архив новейшей истории (ПГАНИ). Ф. 641-1. Оп. 1. Д. 8835.

  9. Челпанов Г. И. Введение в философию. СПб., 1912. 528 с.

 

[1] Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/put_raz/txt02.html (дата обращения: 20.06.2023).

[2] Александр (Толстопятов), архиеп. Щит веры. Машинопись. Молотов, 1945. 400 с.

[3] Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Дух, душа и тело. М., 2021. 320 с.

[4] Александр (Толстопятов), архим. Научное обоснование Библейского сказания о творении мира. Рукопись. Пермь, 1928. 520 с.

[5] Александр (Толстопятов), архиеп. Щит веры. Машинопись. Молотов, 1945. 400 с.

[6] Пермский государственный архив новейшей истории (ПГАНИ). Ф. 641-1. Оп. 1. Д. 8835. Л. 25.

[7] Там же.

[8] Александр (Толстопятов), архим. Научное обоснование Библейского сказания о творении мира. Рукопись. Пермь, 1928. С. 7.

[9] Там же. С. 11.

[10] Там же. С. 16-18.

[11] Александр (Толстопятов), архиеп. Щит веры. Машинопись. Молотов, 1945. С. 4.

[12] Марченко А., прот. Архиепископ Александр (Толстопятов). Защитник Отечества и православной веры. Нижний Новгород, 2015. С. 102-105.

[13] Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Дух, душа и тело. М., 2021. С. 154.

[14] Александр (Толстопятов), архиеп. Щит веры. Машинопись. Молотов, 1945. С. 4-5.

[15] Там же. С. 28.

[16] Там же. С. 127.

[17] Там же. С. 12.

[18] Голубинский Ф. А., прот. Лекции по умозрительному богословию. М., 1868. 233 с.

[19] Челпанов Г. И. Введение в философию. СПб., 1912. 528 с.

[20] Кудрявцев В. Д. Начальное основание философии. СПб., 1893. 226 с.

 

Источник: Агафангел (Гагуа), игум. Архиепископ Александр (Толстопятов) – исповедник и апологет Русской Православной Церкви первой половины ХХ века // «Вечность всегда нарастает, и в этом её красота»: наследие А. Ф. Лосева и акмеология культуры (К 130-летию мыслителя и учёного). Сборник материалов научной конференции с международным участием, Шуя – Иваново: 6–8 октября 2023 г. Шуя: Шуйский филиал ИвГУ, 2023. С. 58-66.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9