Святитель Феофан Затворник и храмостроительство в Тамбовской епархии
Вниманию читателей портала предлагается доклад, прочитанный на научной конференции «Жизнь и труды Святителя Феофана Затворника – в истории и современности». Для укрепления православия святитель Феофан, впоследствии затворник Вышенский, много потрудился на епископской кафедре Тамбовской епархии, по его благословению или при деятельном участии было построено и освящено множество храмов. К этим фактам и обращается автор.
Статья

В многогранной архипастырской деятельности святителя Феофана Затворника на Тамбовской кафедре важное место занимали вопросы, связанные с открытием и освящением новых храмов. Ко времени его прибытия в Тамбовскую епархию в ней было «православных храмов – 1016. В этом числе монастырских – 33, соборных –12, приходских – 889, при казенных заведениях – 12, кладбищенских – 46, часовен и молитвенных домов – 11, и приписных без причтов и приходов – 13»[1].

При епископе Феофане в епархии было построено и освящено 63 храма[2]. Он лично положил начало строительству около 20 храмов[3] и освятил не менее 10. Как правило, архипастырь благословлял возведение каменного или деревянного храма, а после окончания строительства назначал в него штатных священнослужителей. С началом издания «Тамбовских епархиальных ведомостей» в них печатались сообщения о строительстве храмов. Вот одна из таких публикаций: «По определению епархиального начальства, вследствие прошения прихожан, разрешено построить новые церкви: деревянным зданием, Темниковского уезда в деревне Новоселках, с перечислением одного причта из села Матчи; Усманского уезда в селе Красном; Борисоглебского уезда в деревне Ивановке; Кирсановского уезда в селе Дмитриевке, с определением особых причтов; каменным зданием, Лебедянского уезда в деревне Екатериновке, имение князя Васильчикова, с перемещением одного причта из села Трубятчины»[4].

Первое освящение храма в епархии святитель Феофан совершил 8 июля 1859 года, через несколько дней после прибытия в Тамбов. Это был Знаменский храм – главный храм Сухотинского Знаменского женского монастыря Тамбовского уезда (ныне Знаменский район Тамбовской области). Обращаясь к молящимся, монашествующим и мирянам, Преосвященный напомнил им о предназначении храма: «Се и еще воздвигнут и освящен храм живому Богу! Се и еще место селения славы Его, место упокоения душ скорбящих, место питания и напоения душ алчущих и жаждущих словом Божиим и святыми таинствами, место преискренняго общения с невидимым миром Ангелов и Святых!»[5]. В указанной проповеди архипастырь говорил о невидимом духовном храме: «Для вас мало являться пред лицом Господа в храмах, вне вас сущих: вам надобно устроить Господу храм в себе самих, чтобы всегда иметь Его в себе и с собою. Для храма видимого выбирают и очищают место. Надобно расчистить внутрь нас место сердца для здания храма духовного»[6]. Рассуждения о видимом и невидимом храме святитель в дальнейшем повторял и в некоторых других своих проповедях.

В «Слове на освящение храма в Темниковском девичьем монастыре» (ныне Темниковский район Республики Мордовии), сказанном 17 августа 1859 года, епископ Феофан учил о важности строительства храмов и о необходимости их посещения: «Храм устроен не для того, чтобы быть только внешним – пустым свидетелем благочестия, но для того, чтоб быть всегда полну теми, для кого назначается. А это налагает на вас обязанность неопустительно бывать в сем храме на всех положенных уставом службах. На общую уставом положенную службу всегда надо ходить. Кто пропускает начало службы или не достаивает ее до конца, тот и трудится, и сам же себя лишает плода трудов, или одною рукою созидает, а другой – разоряет»[7].

4 августа 1861 года после освящения храма в Кадомском женском монастыре Кадомского уезда Тамбовской губернии (ныне Кадомский район Рязанской области) святитель благовествовал о том, что без храма невозможна молитвенная жизнь: «Благодарение Господу, благоволившему устроиться в обители вашей храму сему, столько для вас благопотребному. Видя сие, нельзя не радоваться и потому, что этим означается процветание обители вашей, и потому, что, значит, обитель хочет процветать с той именно стороны, которая составляет существенную черту воспринятого вами образа жизни. Вы – молитвенницы. Храм есть дом молитвы»[8].

Богословское осмысление святости храма и его безусловной значимости для духовной жизни христианина святитель предложил в слове, сказанном 3 июня 1860 года в Сезеновском женском монастыре Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Лебедянский район Липецкой области): «Всемилостивый Господь особенным образом благоволит присутствовать в храмах, освященных молитвенным призыванием благодати Его. Потому таковые храмы справедливо именуются скиниею Божией с человеки, местом особенного вселения между людьми Бога»[9]. Во все времена, начиная с сооружения Библейской скинии по повелению Божию, люди с благоговением украшали храмы, являющиеся местом особого благодатного присутствия Господа, местом, где происходит молитвенное общение творения с Творцом.

Помимо монастырских соборов и храмов, святитель освящал и приходские, и домовые церкви, а в заключение всегда обращался к пастве с назидательной проповедью. 8 ноября 1859 года, открыв домовый храм в честь мученика Максимилиана в Мариинском детском приюте в городе Тамбове, Преосвященный Феофан обратился к воспитателям и воспитанникам с призывом: «Надобно учредить в сем заведении такой порядок жизни, чтоб при нем наивернее достигалась цель и назначение сего храма. Храм назначен для детей. Надобно сделать, чтобы дети бывали в нем сколько можно чаще. Дети, сюда приходите к Господу, единому истинному Отцу вашему, здесь утром и вечером творите Ему детское поклонение в любви – и от Него приимите благословение и отеческое объятие»[10].

26 августа 1861 года владыка освящал каменный храм в честь апостола Иоанна Богослова в селе Рыбное Моршанского уезда Тамбовской губернии, построенный местным помещиком Аркадием Колобовым. Это село было одним из центров секты молокан в Тамбовской губернии. Сектанты отрицали необходимость рукотворных храмов как места встречи человека с Богом. В своей проповеди после освящения храма архипастырь особо указал на то, что «из всех благодеяний, какими благодетельствует человек человеку, храмоздание есть самое большое и многообъятное. Благодетельно устроение училищ, благодетельно учреждение больниц, благодетельно созидание приютов и других мест упокоения нуждающимся и страждущим. Но созидание храма благодетельнее всех их, потому что храм один совмещает в себе все, что имеет каждое из тех учреждений и, следовательно, один заменяет их все»[11]. Об этом же он говорил 11 февраля 1862 года на освящении Иоанно-Предтеченского храма Казанского мужского монастыря города Тамбова: «Хорошо устроять больницы, странноприимные дома, приюты, училища и другое подобное; но несравненно лучше всего этого устроять храмы или способствовать благоустроению их там, где в них настоит крайняя нужда. Ибо храм один совмещает в себе все то, что те заведения имеют каждый порознь»[12]. Святитель говорил о храме как о средоточии духовной жизни человека. При освящении храма Воскресения Христова в селе Ольшанке Борисоглебского уезда (ныне Уваровский район Тамбовской области) 7 сентября 1862 года Преосвященный Феофан высказался о значимости храма для человека лаконично и очень точно: «Что значит для нас храм? Храм для нас есть то же, что сердце для тела»[13].

До наших дней сохранилось всего несколько храмов, построенных при святителе Феофане. Среди них уже упомянутый храм Воскресения Христова в селе Ольшанка, строившийся с 1843 по 1860 годы и являющийся жемчужиной церковной архитектуры. Владыка освятил его 7 сентября 1860 года. В Ольшанке находилось имение Алексея Васильевича Воейкова, героя Отечественной войны 1812 года, участника Бородинского сражения, и его супруги Веры Николаевны Воейковой (урожденной Львовой). В имении у супругов родилось трое детей. Младшая дочь Мария Васильевна впоследствии вышла замуж за Димитрия Васильевича Поленова. В этом браке был рожден знаменитый русский художник Василий Поленов, который бывал в Ольшанском поместье, где написал известную картину «Пруд в парке. Ольшанка». Основателем Воскресенского храма была Вера Николаевна Воейкова, которая начала строить его в память о своем супруге, умершем в 1825 году. Проект храма разработали архитектор Р.И. Кузьмин и художник К.А. Молдавский. «Результатом совместного творчества двух академиков стал необычный проект Воскресенской церкви в Ольшанке. Ее конфигурация восходила к планировочной структуре главного храма христианского мира – иерусалимской ротонде Воскресения, воздвигнутой над Гробом Господним. Шестигранный, правильный объем краснокирпичного ольшанского храма держится на шести внутренних столбах, сомкнутых арками, и шестиграннике наружных стен, соединенных с внутренней частью системой цилиндрических сводов. С восточной стороны к основному объему пристроена апсида, а с двух противоположных – симметричные шатровые башенки-колокольни. Центральное пространство церкви увенчано двенадцатигранным барабаном, грани которого чередуются окнами с полукруглыми завершениями. Световые проемы барабана были собраны из рам-решеток с разноцветными стеклами»[14].

Примечательна судьба еще одного храма, построенного и освященного по благословению святителя Феофана в селе Засечино Шацкого уезда Тамбовской губернии в двух километрах от Вышенской Успенской пустыни (ныне Шацкий район Рязанской области). Во второй половине XIX века село принадлежало Эммануилу Дмитриевичу Нарышкину, по имени которого и получило свое второе название – Эммануиловка. На средства Нарышкина в селе был возведен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1930 году храм закрыли, а в 1945 году он вновь стал действующим. После прославления святителя Феофана Затворника, с 1988 по 2002 годы, его святые мощи находились в Сергиевском храме в селе Эммануиловке[15], а в 2002 году их торжественным крестным ходом перенесли в возрождающийся Вышенский Успенский женский монастырь.

При епископе Феофане было завершено строительство храма в селе Петровском Борисоглебского уезда Тамбовсой губернии (ныне Жердевский район Тамбовской области). Чудесную историю возведения этого храма, записанную со слов ее участника князя Алексея Петровича Кропоткина, святитель Феофан опубликовал в 1863 году в «Тамбовских епархиальных ведомостях». Князь Алексей Петрович после своего отца князя Петра Николаевича Кропоткина, умершего в 1826 году[16], получил в наследство село Петровское. Однажды вечером 1834 года, устроившись на отдых в господском доме, он задремал, и во сне ему явился монах, который, указывая на земельный участок рядом с домом, сказал: «Ты должен непременно на этом месте соорудить храм Божий во имя Покрова Пресвятой Богородицы, за каковую жертву как ты сам, так и твое семейство до конца вашей жизни будете находиться под непосредственным Её покровительством»[17]. Князь тотчас взялся исполнять повеление монаха. Он отправился за советом и благословением к епископу Тамбовскому Арсению (Москвину). В архиерейском доме, где ныне находится Тамбовская духовная семинария, на одном из портретов тамбовских архипастырей князь узнал явившегося ему во сне монаха. Это был святитель Питирим Тамбовский. Владыка Арсений посоветовал князю построить просторный каменный храм. Князь согласился, и вскоре был разработан проект храма, строительство которого началось в 1835 году, а завершилось в 1838. В 1859 году, то есть через 21 год после возведения храма, князь решил построить колокольню и ограду вокруг храма, однако кирпича хватило только на колокольню. Князю вновь помог святитель Питирим, который в сонном видении сказал ему: «Позади твоего дома ты найдешь нужное тебе количество кирпича»[18]. На следующее утро в указанном месте обнаружили кирпичи, по-видимому, оставшиеся от строительства храма, о чем с течением времени все забыли. У Алексея Петровича было пятеро детей, и самым известным среди них был Петр Алексеевич Кропоткин – ученый, революционер, основатель и теоретик анархизма. В «Записках революционера», написанных им в 1902 году, он вспоминал о своих родителях и храме: «Когда отец задумал строить церковь в Петровском, мать писала для нее иконы: одну из них, Алексея Божьего человека, крестьяне указывали мне с любовью, когда я был в Петровском»[19].

В городе Тамбове святитель Феофан положил начало строительству большого Христорождественского кафедрального собора. Историк храма священник Алексей Цветаев писал, что «торжественная <…> закладка храма совершена была в <…> 1860 году, в начале мая месяца <…> Тамбовским Преосвященным, Феофаном, впоследствии затворником Вышенским»[20]. Архитектором храма являлся Ф.И. Нестеров, а общий надзор за всеми строительными работами осуществлял архитектор Ц.Н. Садовский. Современный историк церковной архитектуры отмечает следующие особенности собора: «Христорождественский собор являлся близкой копией Благовещенского храма конногвардейского полка в Петербурге (архитектор Константин Тон). Планировочная структура была полностью сохранена, за исключением алтарной части. В Христорождественском соборе было сделано три полуциркульные апсиды, а не одна, как в Благовещенской церкви. С конструктивной точки зрения изменению подверглась лишь конфигурация центральных столбов и увеличена толщина стен. Из-за увеличения основного объема тамбовский собор выглядел гораздо массивнее своего прототипа»[21]. Общестроительные работы в соборе были выполнены в 1865 году, а это значит, что в годы управления святителем Феофаном Тамбовской епархией главный храм города находился в стадии активного строительства. Отделочные работы в соборе завершились через 10 лет после отъезда святителя Феофана из Тамбова, а его освящение состоялось в 1873 году.

Совершая освящение храмов, святитель Феофан возносил сердечные молитвы о даровании помощи Божией основателям и строителям храмов и монастырей, монахам и монахиням, жителям сел и городов. Во время закладки храма в Троекуровской женской общине Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Лебедянский район Липецкой области) 2 июня 1860 года он проповедовал: «Видя постоянное восхождение вашей общины от силы в силу нельзя не радоваться и умножению скиний ваших, и увеличению числа трудящихся и желающих подвизаться на одном с вами поприще, и этому усердию иметь отдельное, более уединенное место для поверения Господу сокровенных желаний сердца и привлечения от Него помощи, столько нужной во внутреннем и внешнем быту вашем»[22].

Епископ Феофан придавал большое значение благолепию и удобному расположению домовых храмов в духовных учебных заведениях. При нем был обновлен храм Тамбовской духовной семинарии, устроенный в 1847 году епископом Тамбовским и Шацким Николаем (Доброхотовым), который в это время проживал на покое в Иоанно-Предтеченском Трегуляевском мужском монастыре близ города Тамбова, где принял схиму с именем Филарет. По воспоминаниям современников, «эта вновь устроенная церковь была очень убога по своему внешнему устройству. Главных наглядных недостатков в ней было три – теснота алтаря, недостаток света и громадность хоров»[23]. В 1861 – 1862 годах почетный гражданин города Тамбова Иван Кузьмич Малин по благословению святителя Феофана выполнил работы по реконструкции семинарского храма, в результате которых «все три упомянутые недостатка устранены, алтарь втрое увеличился при новом иконостасе, тяжелые хоры уничтожены, и церкви сообщен свет и простор через соединение ее с двумя соседними коридорами, не имевшими почти значения»[24]. Освящение обновленного храма состоялось 23 сентября 1862 года, на нем присутствовал и основатель домового храма епископ Николай (Доброхотов). Преосвященный Феофан предпринял усилия для того, чтобы домовые храмы были устроены в Тамбовском духовном училище и Епархиальном женском училище. На это были собраны средства, но храмы открылись уже после его назначения на Владимирскую кафедру.

Завершающим делом святителя Феофана в области храмостроительства на Тамбовской земле стало обновление Иоанно-Предтеченского храма в Казанском мужском монастыре города Тамбова, а также сбор средств на обновление иконостаса и хоров в Казанском соборе указанной обители[25], которая была резиденцией управляющих Тамбовской епархией.


[1] Статистические сведения о состоянии Тамбовской епархии, извлеченные из документов за 1860 год // ТЕВ. 1861. № 4. С. 32.

[2] Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский. Святитель Тамбовский и Шацкий Феофан и Тамбовская епархия в 1859–1863 гг. // ТЕВ. 2015. № 7. С. 22

[3] О построении вновь церквей и освящении // ТЕВ. 1861. № 6. С. 44 ; ТЕВ. 1861. № 8. С. 59; ТЕВ. 1861. № 14. С. 101; ТЕВ. 1861. № 24. С. 172; ТЕВ. 1861. № 26. С. 188; ТЕВ. 1862. № 30. С. 26–27; ТЕВ. 1862. № 34. С. 54.

[4] О построении вновь церквей и освящении // ТЕВ. 1862. № 30. С. 26–27.

[5] Феофан Затворник, епископ. Слова к Тамбовской пастве. М., 1863. С. 14.

[6] Там же. С. 15.

[7] Там же. С. 34 – 36.

[8] Там же. С. 127.

[9] Там же. С. 217.

[10] Там же. С. 57 – 58.

[11] Там же. С. 138.

[12] Там же. С. 132.

[13] Там же. С. 285.

[14] Климкова М.А. На месте усадьбы Воейковых в Старой Ольшанке, https://arch-heritage.livejournal.com/2181352.html (дата обращения 13.06.2018 г.).

[15] На круги своя, или «Никогда не жалел о своем выборе», http://www.pravoslavie.ru/75075.html (дата обращения 13.06.2018 г.).

[16] Князья Кропоткины, http://www.history-ryazan.ru/node/10834 (дата посещения: 14.06.2018 г.)

[17] Замечательное построение храма // ТЕВ. 1863. № 13. С. 353.

[18] Там же. С. 360.

[19] Кропоткин П. А. Записки революционера. М., 2011. С. 14.

[20] Цветаев А., священник. Тамбовский Христорождественский собор // ТЕВ. 1898. № 1. С. 22.

[21] Позднякова И. Пятишатровые храмы в Тамбовской губернии // ТЕВ. 2012. № 2. С. 45.

[22] Феофан Затворник, епископ. Слова к Тамбовской пастве. М., 1863. С. 213.

[23] Остроумов П. Обновление храма в Тамбовской семинарии // 1862. № 8. С. 321.

[24] Там же.

[25] Распоряжения епархиального начальства // ТЕВ. 1863. № 6. С. 60.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9