Календарные заметки на 6 февраля: память святых мучеников Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия" >
Календарные заметки на 6 февраля: память святых мучеников Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия
Сегодня Православная Церковь совершает память святых мучеников Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия.
Статья

В Синаксаре Константинопольской Церкви (X век)[1], наиболее древнем источнике сведений о святом Вавиле, говорится следующее о его происхождении: «Святой отец наш Вавила был из благородного сословия, и подобно великому Иову был родом с Востока (греч. букв. «со стороны востока солнца» — идиома, которую можно перевести «из одной из стран, находящейся в стороне восхода солнца»). С первых же строк автором этого небольшого жития святого используются библейские параллели и цитаты. Так, Вавила сравнивается с Иовом, но, видимо, не столько по месту своего происхождения[2], сколько из-за стремления автора обнаружить, с одной стороны, биографическое сходство между ними, а с другой стороны, в некоторой степени их противопоставить. Сходство обнаруживается в благородстве происхождения и обладании немалым богатством. Такое сходство автор изображает посредством прямого цитирования Иов 1:1 (в греческой версии Семидесяти): «...и был этот человек благородного происхождения, [живя] в одной из восточных стран (букв. «в стране, находящейся в стороне, где восходит солнце»)[3]. Что касается разницы между этими двумя праведниками, то она, по мысли автора, заключалась, видимо, в том, что Иов потерял свое богатство в результате социальных конфликтов и природных бедствий, Вавила же добровольно роздал свое «имущество нищим, вдовам и сиротам»[4], являя образ новозаветного служения Богу, связанного с добровольным самоотречением и самоограничением.

Также в житии указывается, что его родители были «благородны и боголюбивы, и жили в славном городе Бога (греч. — Theoypolis)». В наименовании города, учитывая ряд употреблений данного сложносоставного слова у ранневизантийских авторов, нужно видеть Антиохию на Оронте[5], которая называлась так, судя по всему, из-за выдающегося места Антиохийской Церкви в истории раннего христианства[6], оставаясь и в последующие века одним из самых крупных богословских и церковно-просветительских центров[7].

Святой Вавила, согласно житийному повествованию, в ранней молодости уходит из родительского дома и начинает вести отшельнический образ жизни на одной из гор «вместе с двумя своими учениками Агапием и Тимофеем»[8]. Далее в тексте источника обнаруживаются некоторая повествовательная лакуна, так как без какого-либо упоминания о путешествии Вакулы, действие рассказа внезапно переносится в Рим или его окрестности. Оттуда святой Вакула с учениками, спасаясь от преследований, переправляется на остров Сицилию, где в конце концов они подвергаются аресту, пыткам и казни через усечение мечем. Время мученичества остается не обозначенным в источнике.

В целом, историческая достоверность жизнеописания святого не очень велика, учитывая слишком позднее происхождение источника и общий характер описаний обстоятельств из жизни святого без указания имен правителей и времени действия; хотя и не исключено, что оно могло вобрать какие-то отрывочные элементы древнего предания о мученике. Последнее предположение подтверждает отчасти и полное отсутствие чудесного элемента, который часто, особенно в преувеличенной форме, используется агиографами для искусственного построения символико-назидательного житийного повествования.

Кроме того, существует предположение, что святой мученик Вавила является одним лицом со священномучеником Вавилой, епископом Антиохийским, память которого указана 24 января в Мартирологе Псевдо-Иеронима[9] (составлен где-то во 2-ой половине V века), и что имя рассматриваемого в данных заметках Вавилы было ошибочно присоединено к именам сицилийских мучеников Тимофея и Агапия[10]. Однако кроме места происхождения, а также указания на то, что Вавила (и тот, и другой) пострадал вместе с учениками, нет никаких фактических параллелей в их житиях. Из-за чего это предположение можно считать малообоснованным.



[1] Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae // Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 419-422.

[2] Места происхождения и жизни и Иова и Вавилы описаны одним и тем же выражением: «на востоке». Однако родиной Иова в Иов 1:1 называется «земля Уц» (МТ и следующий ему Синодальный перевод) или «страна Авситида» (LXX), точное местоположение которой неизвестно, но, скорее всего, она находилась где-то в северо-западной части Аравийского полуострова.

[3] Мой перевод - П.Л. Нужно отметить, что греческий текст значительно отличается от еврейского, где Иов характеризуется как «самый величайший (в отношении богатства) среди жителей Востока».

[4] Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae, col. 419-420.

[5] A Patristic Greek Lexicon. Ed. by G.W.H. Lampe. Oxford, 1961. P. 641.

[6] Согласно Деян 11:20-21, в Антиохии впервые в организованной форме начинается проповедь, адресованная непосредственно язычникам. Также там впервые последователи Христа стали называться христианами (Деян 11:26).

[7] См. Антиохийская Православная Церковь // Православная энциклопедия, т. 2. - М., 2002. - С. С. 501-529; см. особенно раздел, написанный И.С. Чичуровым. - http://www.pravenc.ru/text/115764.html

[8] Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae, col. 419-420.

[9] Martyrologium Vetustissimum Hieronymi Nomine Insignitum // PL 30. Col. 455. Также его память приурочена к 24 января и в ряде других западных мартирологах более позднего времени.

[10] Эта мнение каго-то из современных западных ученых я привожу по: А.И.Макаров. Вавила, Тимофей и Агапий // Православная энциклопедия, т. 6. - М., 2004. - С. 470-471. - http://www.pravenc.ru/text/153799.html

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9