Будущий владыка родился в семье пономаря, ставшего затем священником, поэтому с детства церковную службу знал и любил. В училище (семинарию) поступил 1800 (или в 1802) году. В 1808 г., в свою бытность еще в философском классе (следовательно, вероятнее, что поступил в 1802 г.), определен лектором по классу французского языка в Архангельскую духовную семинарию, и потом еще более полутора лет (с января 1809 г. по сентябрь 1811 г.) занимал в сем классе должность учителя. В 1811 г. окончил курс и оставался лектором, пока 25 января 1812 г. не поступил учителем греческого языка и всеобщей истории в высшее отделение Архангельского уездного духовного училища. 26 сентября 1819 г. определен инспектором Архангельских духовных училищ. В ноябре к предметам преподавания прибавились Священная история, география и катехизис, а всеобщая история была упразднена. 14 июля 1816 г. перемещен в Архангельскую духовную семинарию на профессорское место учителя греческого и французского языков. 24 сентября 1817 г. был определен экономом семинарии. 29 июня 1819 г. комитет Архангельского отделения Российского библейского общества пригласил Семенова, сделавшегося известным своей ученостью и даром проповедничества, вступить в должность секретаря, что он и исполнил. Он принимал самое живое участие в составлении «Симфонии на Пятокнижие» (М. 1823 г.), епископа Архангельского и Холмогорского Парфения (Петрова †1819). 21 апреля 1820 г. подал его преемнику преосв. Иосифу (Величковскому) прошение о пострижении в монашество. 25 июля 1820 г. в Архангельском монастыре пострижен архимандритом Онежского Крестного монастыря, ректором семинарии, Павлом (Моревым) с именем Игнатия. 1 августа 1820 г. рукоположен в иеродиакона и 15 августа — в иеромонаха. По определению Св. Синода от 10 января 1821 г., вел проповедническую деятельность. С 3 февраля 1821 г. — игумен третьеклассного Николаевского Корельского монастыря Архангельской епархии. 1 марта 1821 г. был вызван в СПбДА; 26 марта отбыл из монастыря и 11 апреля прибыл в СПб. 13 апреля ректором, доктором богословия, архим. Григорием (Постниковым) представлен был архим. Филарету (в схиме Феодосию (Амфитеатрову), митр. Киевскому и Галицкому, святителю). Журналом правления академии 18 апреля введен в должность бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии; 12 июля 1821 г. выдержал экзамен, и с 3 августа являлся магистром богословия. 26 июля 1821 г. Комиссия духовных училищ определила его на кафедру богословских наук. 29 сентября 1821 г. назначен библиотекарем СПбДА. Игумен Игнатий ознакомился с академической библиотекой, привел ее в порядок, составил каталоги; в то же время он проповедовал в академической церкви и напечатал в «Христианском Чтении» несколько статей, преимущественно переводов с греческого. С 3 ноября — действительный член академической конференции. 8 ноября 1822 г. возведен в сан архимандрита.
30 июля 1823 г. Комиссией духовных училищ назначен ректором Новгородской духовной семинарии и профессором богословских наук (1823-1828 гг.); указом Св. Синода от 10 августа определен настоятелем Новгородского Антониева монастыря (1823-1828 гг.), а 28 августа того же года назначен членом консистории. В Новгород архимандрит прибыл 30 августа. Всецело отдаваясь своему делу, владыка Игнатий во всех отношениях превосходно поставил свою семинарию. Богословские предметы (богословие догматическое, нравственное, основное, пастырское и герменевтику) он преподавал не по учебникам, а по собственным запискам; положил начало преподаванию в семинарии церковной археологии. Для учеников составил особую инструкцию и сумел добиться ее исполнения, почти не прибегая к наказаниям. В материальном отношении Игнатий обеспечил семинарию, выхлопотав для нее экстраординарные оклады. Как член консистории, отличался полной справедливостью, аккуратностью и превосходным знанием епархии; его мнение, в случае разногласий в консистории, было решающим для митрополита. В монастыре своем Игнатий завел строгое благочиние. Среди всех этих забот, он часто говорил проповеди, которые производили сильное впечатление на слушателей, и один раз даже удостоился за свою проповедь поклона до земли от известного графа А.А. Аракчеева и сделался известным государю. В 1826 г. получил серебряную медаль за составление церемониала встречи тела императора Александра I; в августе 1826 г. получил благодарность от Комиссии духовных училищ за заботы по устройству семинарии. Обозревал Тихвинское Духовное училище в июле 1825 г. и Старорусское в июле 1826 г. С 3 декабря 1927 г. — епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии. Хиротонисан 26 февраля 1828 г. в Казанском соборе (грамота о поставлении от 5 марта 1828 г.). В феврале же сдал Новгородскую семинарию.
Высочайшим повелением 21 апреля 1828 г. в пределах Олонецкой губернии была открыта самостоятельная второклассная Олонецкая епархия. 22 мая 1828 г. был высочайше утвержден доклад Св. Синода (от того же числа), в котором было сказано, что преосв. Игнатий избран «по отличию», «надежный» и определен «быть епископом Олонецким и Петрозаводским». По описанию сенатора Баранова, ревизовавшего губернию незадолго до этого, тогдашнее положение православных церквей и духовенства в Олонецкой губернии находилось в самом плачевном состоянии, и управление новообразованной епархией представляло большие трудности. Двадцать процентов карельского и чудского населения губернии не знали русского языка, и службы не понимали. Здесь были главные гнезда раскола; немногочисленное духовенство было малообразованно и крайне бедно; церкви разбросаны на громадных расстояниях; народ полудикий и почти незнакомый с религией. Даже в самом Петрозаводске, где архиерею назначено было постоянное пребывание, в пасхальную ночь собралось в кафедральную церковь к архиерейскому служению лишь около 30 человек, а между тем тот же народ густою толпою сходился на различные гульбища, имевшие отношение к древнему язычеству. Преосвященный Игнатий прибыл в Петрозаводск 7 августа 1828 г. на первом, пришедшем в этот город пароходе, и за четырнадцатилетнее управление епархией успел сделать максимум возможного. Владыка открыл консисторию, приобрел и устроил архиерейский дом; за недостатком угодий, в казне выхлопотал причисление к архиерейскому дому владений упраздненного Климецкого монастыря. От города владыка получил участок пригородной земли, Древлянку, на котором устроил такое превосходное хозяйство, что оно обратило на себя внимание не только русской, но и заграничной печати.
Почти 180 лет назад, 27 октября 1829 г., преосвященный владыка открыл в Петрозаводске духовную семинарию с училищами и, за неимением для них необходимого помещения, в первое время давал приют ученикам во флигелях своего дома. Семинария просуществовала 89 лет и на протяжении своей истории сделала 67 выпусков. Она дала целый сонм различных пастырей, от служивших в самых скромных уголках Олонии до занимавших высокие посты митрополитов. Из нее вышли митрополиты Петроградский Вениамин (Казанский, сщмч.), Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), временно управлявшие Олонецкой епархией в 1918-1919 гг. митр. Вениамин и в 1944-1945 и 1949-1955 гг. митр. Григорий, с 1928 г. епископ Олонецкий, а затем архиеп. Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин), с честью и достоинством пронесшие свое пастырское служение. Семинария дала целый ряд тружеников-педагогов, от самых скромных работников сельской школы Русской Карелии до имевших высокое звание профессоров, например, профессор Духовной СПб Академии И.Е. Троицкий, пред которым преклонялись даже такие светила церковной науки, как В.В. Болотов.
Преосв. архиепископ Олонецкий Игнатий усиленно заботился об открытии сельских училищ для начального образования, в том числе и в целях борьбы с распространявшимся расколом, и к 1842 году крестьянских начальных школ епархиального ведомства было 169 (по сравнению с 20 в 1806 г.) обучавших 1225 чел. Владыка всеми мерами стремился к нравственному улучшению и материальному обеспечению своего духовенства, несведущих пастырей вызывал к себе для «доучения». Архиепископ настоял на отводе каждому причту узаконенного количества земли и впервые выхлопотал жалованье духовенству своей епархии; увеличил число приходов; сумел расположить людей к пожертвованиям на церкви и к постройке новых церквей: при нем выстроено в епархии более 40 новых церквей и почти все прежние перестроены и приведены в благолепный вид. С миссионерской целью Преосвященный заботился о распространении в епархии противораскольнической литературы. Неоднократно сам совершал поездки в раскольничьи скиты, посещал часовни, вступал в беседы, и целые скиты делались православными или единоверческими. В Заонежье не было ни одного прихода, которого не посетил бы владыка, и ни одной церкви, где он не сказал бы слово назидания. Множество поучений было произнесено им не только в храмах, но и часовнях. 21 апреля 1835 г. он был пожалован саном архиепископа. 23 декабря 1842 г., в день отъезда владыки на новую кафедру, двери его дома не закрывались с раннего утра, кафедральный собор, близлежащие улицы и двор архиерейского дома были заполнены жителями Петрозаводска и окрестных селений с самого утра. Когда владыка, прощаясь с храмом, обнял святой престол, весь народ в церкви «зарыдал с таким воплем, что не слышно стало поющих».
С 14 ноября 1842 г. владыка Игнатий архиепископ Донской и Новочеркасский. С 13 января 1847 г. — архиепископ Воронежский и Задонский. 19 апреля 1848 г. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Св. Синоде. Проболев всю осень и начало зимы ревматизмом, преосвященный Игнатий скончался в полночь с 19 на 20 января 1850 г. Погребен в Феодоровской церкви в Александро-Невской Лавре под амвоном.
Во все время своего святительства владыка Игнатий был всем доступным архипастырем, отличавшимся, по отзыву современников, «пленительною кротостью нрава», любил часто совершать богослужение и не пропускал ни одного удобного случая без поучения. Восторженные воспоминания о нем оставлены его сотрудником Иринеем (Боголюбовым), впоследствии епископом Екатеринбургским.
Преосвященный Игнатий оставил много сочинений, большею частью изданных им самим в С.-Петербурге: в 1844 г. «Беседы о мнимом старообрядстве», (2-е изд. в 1846 г.); «Истина св. Соловецкой обители против неправды Челобитной», (2-еизд. в 1847 г.); в 1845 г. «Слова в воспоминание воскресения, кончины и скончавшихся в вере»; «Беседы из псалма: На реках Вавилонских» (2-е изд. 1849 г.); «Церковные слова о вере и средствах к ее познанию, исполнению, охранению»; «Речи воинству донскому»; в 1846 г. «Краткое сказание о Клименецком монастыре»; «Слова относительно обязанностей христиан друг к другу»; «Рождество И. Христа по изображению в евангелии, пророчествах и церкви»; в 1847 г. «О покаянии», беседы; «О вере и благочестии в жизни общественной», слова; «Беседы о мнимом старообрядстве в поповщине»; в 1848 г. «Слова во время губительной болезни»; «Поучения при мощах святителя Митрофана воронежского»; «О православном богослужении», беседы; «Вечер Пасхи — в собеседованиях из св. евангелия»; «Примечания к чтению и толкованию священного писания»; в 1849 г. «О таинствах церкви», археологический опыт; «Чтения о св. ап. Петре»; «История о расколах в церкви российской», ч. 1-я; «Воспоминания о пришествиях императора Петра І в Олонец», со старинным планом Петрозаводска и др. Кроме перечисленных изданий остались в рукописном виде многие сочинения по истории раскола, церковной археологии, объяснению священного писания, епархиальной истории и статистике, догматике, а также слова, беседы, речи и воспоминания (общего характера).
Владыка был награжден орденом святой Анны II степени (2 сентября 1827 г.) и I степени (1830 г.), орденом святого князя Владимира II степени (1846 г.).
В 2008 г., к 180-летнему юбилею открытия Олонецкой епархии, по студенческим записям митр. Григория, выпускника и последнего ректора Олонецкой Духовной семинарии в Петрозаводске (1911-1918 гг.), основанной владыкой Игнатием, найдено захоронение Первосвятителя Олонецкого под амвоном реставрируемого ныне Федоровского храма, усыпальницы Александро-Невской Лавры. Волей Божией захоронение осталось нетронутым. Надгробная плита из черного камня, похожего на гранит, находится в идеальном состоянии. На самом деле плита сделана из габбро — особо прочной, стойкой к выветриванию и истиранию породы, добываемой на Русском Севере. На более семи десятилетий закрытой толстым слоем бетона плите, выдержавшей огромные нагрузки, сохранилась надпись золотыми буквами: «В надежде воскресения здесь вверены земле бренные останки Высокопреосвященнейшаго Игнатия... Первосвятителя Олонецкой епархии...» Так уже 160 лет не стирается благодарная память о Святителе.
Источники:
1.
Архим. Ириней. Воспоминания о высокопр. Игнатии, ахиеп. Воронежском и
Задонском.
СПб. 1851.
2.Чистович.И.ИсторияСпб.ДуховнойАкадемии.СПБ.1857.См:htt://dic.academic.ru/dic.psf/enc_biography/44377
3.
Чуков Н. Высокопреосвящ. Игнатий. Памятная книжка. СПб. 1893. Архив
Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) ©
Александрова
Л.К. 2010.
4. Прот.Н.Чуков.
Исторический очерк развития церковных школ в Олонецкой епархии.
Петрозаводск.
1910.С.4.
5.
Прот.Н.Чуков. Мои воспоминания. Ч. IV. Ректура в семинарии. См.:
Александрова-Чукова
Л.К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. СПб ЕВ. 2007.
Вып.34.С.45.
6.
Олонецкая епархия. Страницы истории. Петрозаводск.2001.С.10.