Календарные заметки на 24 декабря: память святых мучеников Акепсия и Аифала
Статья

Сегодня Церковь вспоминает мученический подвиг святых Акепсия и Аифала. Святой мученик Аифал жил в IV веке и был жрецом в храме богини Шарбель в Арбеле, столице одной из административных областей Сасанидской державы Адиабена (область на северо-востоке современного Ирака, у границ с Ираном и Турцией). Согласно житию, помещенному в Синаксаре Константинопольской Церкви X века (кодекс Сирмунда), он страдал «кровотечением» (в одной из версий жития[1] приводится малопонятное уточнение «как у женщины», в чем можно видеть, скорее всего, намек на геморрой, и, вероятно, на преклонный возраст Аифала). После неудачных попыток избавиться от недуга, Аифал решил обратиться (по одной из версий жития, такой совет дал ему знакомый христианин) к христианскому епископу, который жил не в самой Арбеле, а в соседнем городе Махозе д-Ареван[2]. Разные версии жития расходятся в изложении последующих фактов жизни святого. В одних говорится, что Аифал только планировал получить исцеление от болезни, но получил ли он его, остается неизвестным; в других говорится, что исцеление он все-таки получил. Но как бы то ни было, в результате встречи и общения с епископом он стал христианином. Также есть расхождения и в описании христианского периода жизни Аифала, которые, впрочем, не особо сильно противоречат друг другу. Вернувшись в Арбелу, святой Аифал стал проповедовать недавно обретенную им веру (может быть, он даже стал христианским «дидаскалом», что было бы вполне естественно для имеющего хорошее образование жреца). Но вскоре началась очередная волна гонений на христиан. При этом надо отметить, что преследования христиан, а вместе с ними и представителей других негосударственных религий в Сасанидской Персии происходили постоянно, то ослабевая, то разгораясь с новой силой. Но положение христиан усугублялось их принадлежностью к официальной религии враждебной Персии Византийской империи (христиан часто называли «друзьями римского императора»), что особенно сказывалось в периоды обострения отношений между Персией и Византией и в периоды военного противостояния. Так как в правление шаханшаха Шапура II (309-379 годы правления) упорные войны с Византией за преобладание в Армении и Верхней Месопотамии почти не прекращались[3], то и гонения имели практически перманентный характер. Причины их усиления, ослабления, временного прекращения или возобновления могли быть очень разными, однако, всегда превалировала одна — подозрение в государственной измене. В этом смысле показателен случай, когда по распоряжению шаханшаха в 340 году был казнен епископ города Ктесифона Симеон бар Сабба, который отказался собирать удвоенную подать (эта обязанность была закреплена за епископом, осуществлявшим налоговый сбор с христиан своей области) по причине неурожая и обнищания населения области.[4] Что касается Аифала, свою роль, судя по всему, сыграли, с одной стороны, его отказ продолжать выполнять жреческие функции (что, в общем, также могло быть расценено как нелояльность по отношению к государству, ибо жрец был одновременно и государственным служащим), а с другой — его активная проповедническая деятельность, которая не могла быть расценена иначе как враждебная и предательская в период войны с христианской Византией. 

Естественно, что на Аифала сразу был сделан донос, он был арестован и подвергнут допросу. По одной из версий его доставили в крепость Хазза под Арбелой. Мобед Адиабены (видимо, имеется в виду главный жрец области) после допроса Аифала повелел страже доставить его на место казни христианина диакона Бархадбешаббы (в июле 354 г.), надеясь добиться раскаяния при помощи устрашения. Но вид пыток и казни единоверца не сломил духа Аифала.[5] После этого он оказался в тюрьме, где был заключен диакон Акепсий. Мобед Адиабены позднее отправил их на суд в ставку, которая в тот момент находилась недалеко от Арбелы. «Аифал и Акепсия предстали перед судом шаханшаха и после пыток и безуспешных увещеваний были обезглавлены 16-го числа сирийского месяца канун (декабрь 354 года)».[6] Стоит заметить, что последний эпизод едва ли можно считать правдоподобным, так как судебные функции в Сасанидском государстве выполнялись как раз главными жрецами той или иной сатрапии или области.

История мученичества святых Акепсия и Аифала, как и множества других мучеников первых веков христианства, свидетельствует о той борьбе, которую вели христиане за возможность свободно исповедовать свои убеждения и верить в своего Бога.


[1] См. в: А. И. Колесников, Е. А. Луковникова. Акепсий и Аифал // Православная энциклопедия. Т. 1. С. 388. - http://www.pravenc.ru/text/63850.html ; версия, изложенная в статье, осталась недоступной автору данных заметок.

[2] А.И. Колесников, Е.А. Луковникова. Там же.

[3] Государство Сасанидов. - В кн.: История Востока. Т. 2: Восток в средние века. Глава 1. - http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2102.htm

[4] В.Г. Луконин. Лекция 15: Сасанидская держава в III-V вв. - В кн.:История Древнего мира в 3-х тт. Т. 3. М., 1989. С. 263 - http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st09.shtml

[5] Детали этой версии приводятся по: А.И. Колесников, Е.А. Луковникова. Там же.

[6] А.И. Колесников, Е.А. Луковникова. Там же.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9