Календарные заметки на 7 декабря: память великомученицы Екатерины Александрийской
Календарные заметки посвящены памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской.
Статья

Сегодня Церковью совершается память великомученицы Екатерины Александрийской. Несмотря на огромную популярность и широкое почитание в христианском мире, жизнеописание этой святой довольно позднего происхождения и содержит в себе слишком много богословски и исторически неоднозначных и спорных моментов.

Первые сведения о жизни и почитании святой Екатерины относятся, по данным, собранным в статье о великомученице в «Православной энциклопедии», к довольно позднему времени[1]. В основе всех сохранившихся текстов, по мнению ряда исследователей, лежало «Мученичество», составленное на греческом языке в VI-VII вв., не сохранившееся до нашего времени. Самым древним свидетельством почитания Екатерины является недавно найденный мюнхенский манускрипт (VIII-IX вв.), содержащий латинский вариант «Мученичества» святой. К VIII-IX вв. относятся также две фрески с изображением святой: одна находится в Риме, другая — в Неаполе.

Среди ученых, как указывает М.А. Беломестных, автор энциклопедической статьи о святой, продолжается дискуссия по вопросу достоверности самого существования личности мученицы Екатерины[2]. Некоторые полагают, что образ мученицы житий восходит к рассказу Евсевия Кесарийского, церковного историка IV в., об одной христианке, не названной им по имени, сведения о которой очень сходны в общих чертах с тем, что сообщает житие. Евсевий пишет: «Одна из женщин, предназначенных служить сластолюбию тирана, христианка, очень известная и блиставшая в Александрии, победила страстную и безудержную душу Максимина своей мужественной твердостью. Она славилась богатством, родовитостью, образованием и сочла все это второстепенным сравнительно с целомудрием. Он умолял и упрашивал ее, но был не в силах убить, готовую к смерти; побеждаемый более страстью, чем гневом, он наказал ее ссылкой и забрал всё ее имущество»[3].

Руфин Аквилеийский, церковный писатель V в., в своем латинском переводе «Церковной истории» Евсевия именует эту анонимную исповедницу Доротеей. Цезарь Бароний, обосновывая тождество святой Екатериной житий с исповедницей Евсевия, допускал, что, возможно, святая вернулась из ссылки и в скором времени приняла мученическую смерть в Александрии. Имя же Доротея девушка носила до своего обращения в христианство, получив при крещении имя Екатерина, которое в переводе с греческого, скорее всего, означает «всегда чистая».[4]

Кроме того, в связи со свидетельствами Евсевия появляется возможность понять разногласия в житиях относительно имени императора-гонителя — в некоторых версиях фигурирует Максенций, в некоторых — Максимин. Кажется очень вероятным, что это произошло из-за смешения кем-то из составителей или переписчиков жития только что упомянутой александрийской христианки с другой, римской христианкой, о которой у Евсевия есть сходный рассказ, следующий непосредственно за вышеприведенным. «Особого удивления заслуживает одна римлянка, действительно благороднейшая и самая целомудренная из всех женщин, которых пытался обидеть тамошний тиран Максентий, действовавший так же, как Максимин. Когда она узнала, что прислужники тирана, которым поручались такие дела, окружили ее дом (а была и она христианкой) и что муж ее, префект Рима, согласился из страха на то, чтобы ее взяли и увели, она попросила маленькой отсрочки, будто для того, чтобы принарядиться, пришла в комнату и, оставшись одна, вонзила в себя меч и тут же скончалась, оставив совратителям свой труп. Делами, которые громче всяких слов, показала она и современникам, и потомкам, что для христиан единственное сокровище — добродетель: она не гибнет и непобедима»[5]. Хотя не исключена и просто плохая осведомленность какого-то из составителей житий относительно имен императоров периода тетрархии.

По другой версии, образ мученицы Екатерины мог восходить к Ипатии — женщине-философу, убитой в 415 г. на пути в университет, где она преподавала, охваченной внутрицерковными конфликтами и спорами толпой христиан. Она тоже была родом из Александрии Египетской, славилась мудростью и образованностью, обладала глубокими знаниями философии, риторики, математики и астрономии[6]. Учитывая, что кроме сходства по части образованности у Екатерины и Ипатии не наблюдается ничего общего, нужно признать слабость данной гипотезы. Более правдоподобным кажется соединение отдельных моментов и мотивов из повествований о двух христианках, упомянутых выше.

Однако обратимся к анализу основных повествовательных элементов жизнеописания святой Екатерины, которые присутствуют практически во всех изводах «Мученичества» и кратких синаксарных и проложных статьях. Если признавать историческое зерно за этими повествованием (какой бы изначальный вид и размер оно не имело), надо сразу указать, что во многом инициировал и осуществлял гонения в период с 305 по 311 год в Египте, конечно же, не Максенций (как отмечено в некоторых версиях жития), который был правителем правителем-узурпатором Италии и Северо-Африканских провинций и почти сразу после захвата власти в 306 году прекратил централизованные гонения на христиан. Гонителем же христиан Египта, а также Сирии и Палестины был Максимин Даса, едва ли не самый садистки-изощренный и жестокий из императоров, преследовавших христиан за весь период существования Римской империи. Но исключено, что им мог быть и Максимиан Галерий до того, как он назначил своим соправителем Максимина. Ничего неизвестно из исторических источников и о жене Максимина по имени Августа, память которой также совершается сегодня (нет свидетельств существования даже формы такого имени для того периода; скорее всего, оно просто придумано составителями жития, будучи образовано от титула римского императора). Довольно нереалистичным выглядит упоминание о философских дискуссиях между святой Екатериной и языческими риторами-философами в рамках судебного разбирательства. Хотя нельзя исключить возможности интеллектуальных баталий даже в период гонений, однако, как свидетельствуют подлинные мученические акты, процедура суда была очень суха и жестка, и там не могло быть места никаким ученым беседам.

В целом «Мученичества» полны всевозможных преувеличений (знание очень молодой девушкой — указывается возраст 18 лет — всех наук и 72 языков), литературных общих мест (мотив противостояния доброго героя и злого царя; мотив школьного диспута философов др.). Кроме того, встречаются описания «странных» чудес, например, истечение из тела мученицы после казни через усечение мечом не крови, а молока. Вероятно, за этим стояла какая-то религиозно-мифологическая символика, точное значение которое теперь выяснить невозможно.

Подводя итог нашим рассуждениям и наблюдениям, можно сказать, что невозможно, с точки зрения исторической, отрицать существование святой мученицы Екатерины, однако подлинных сведений о ее жизни, исповедничестве и мученичестве дошло до нас немного. Пространные же версии жития говорят скорее о некоем собирательном образе идеальной христианки, наделенной многочисленными совершенствами и проявляющей чудеса мужества и героизма перед лицом государственных гонений на веру. При этом вообще интересен сам факт, хотя и поздней (X в. по Р.Х.!), но такой грандиозной идеализации и почитания такого «нестандартного» образа женщины-христианки, которой приписываются слишком не свойственные женщине того времени черты и роды занятий. В этом вполне возможно видеть некий поворот, в частности, византийского сознания к более высокой оценке роли женщины в жизни общества, в истории Церкви. Хотя нельзя исключать здесь и простого применения риторических приемов противопоставления для придания пущей драматичности повествованию о мученице.

Что касается даты празднования в честь великомученицы Екатерины и времени установления его, то здесь можно лишь предположить, что она связана либо с днем обретения или перенесения мощей святой. Самые же ранние упоминания о мощах великомученицы Екатерины на Синае в агиографических источниках относятся к концу Х в. Традиционно обретение мощей на вершине горы датируется временем около 800 г. Но паломники начинают упоминать о них только с 1-й половине XI в.

Дата перенесения мощей в соборный храм монастыря неизвестна. Вероятно, это произошло в конце XII в.[7] Приблизительно с XI в., с ростом почитания святой Екатерины, Синайский монастырь, посвященный Пресвятой Богородице и Неопалимой Купине, с собором в честь Преображения Господня стал называться также монастырем великомученицы Екатерины. В XIII-XIV вв. новое название вытеснило предыдущие[8].

В Константинопольском Патриархате и Католической Церкви память святой великомученицы Екатерины празднуется 25 ноября (дата дается по старому стилю). Армянская церковь совершает ее память 27 марта.


[1] Беломестных М. А. Екатерина, великомученица // Православная энциклопедия. Т. 18. -М. 2008. - С. 100-115 - http://www.pravenc.ru/text/Екатерины%20Великомученицы%20Монастырь%20На%20Синае.html

[2] То же.

[3] Церковная история 8.14.15.

[4] Беломестных. Там же.

[5] Церковная история 8.14.16-17.

[6]  См. Сократ Схоластик. Церковная история.6.15

[7] К. А. Панченко. Екатерины великомученицы монастырь на Синае // Православная энциклопедия. Т. 18. -М. 2008. - http://www.sedmitza.ru/text/881050.html

[8] То же.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9