Лекция 1.
научно-информационная деятельность
как разновидность научного труда
Слово «наука» буквально означает знание. Обычно под наукой понимают сумму полученных к данному моменту знаний, образующих в совокупности определенную систему.
Более широкое понимание термина «наука» состоит в том, что она представляет собой и результат познания, и саму деятельность по производству знаний.
Как социальный институт наука включает в себя следующие виды деятельности:
- научно-исследовательскую (экспериментальную и теоретическую). Ее цель состоит в приращении нового знания;
- научно-организационную, направленную на осуществление руководства и управления наукой;
- научно-информационную, призванную обеспечить информационное обслуживание других видов деятельности;
- научно-вспомогательную, выполняющую все остальные функции обслуживания, помимо собственно информационного обеспечения;
- научно-педагогическую, обеспечивающее движение знаний из науки в другие сферы человеческой деятельности.
Все компоненты и виды научной деятельности взаимосвязаны и обуславливают друг друга.
1. Наука как коммуникативная система
Если посмотреть
на науку как на информационный процесс, то мы обнаружим в ней замкнутый цикл,
состоящий из получения, передачи, накопления и логической обработки научной
информации с целью получения новой информации. Этот процесс реализуется
благодаря циркуляции потоков научной информации в самоорганизующейся системе
науки.
Другими словами, существует некоторая совокупность методов и средств передачи научной информации, образующая нечто подобное кровеносной системе в живом организме. Она называется системой научной коммуникации.
В системе научной коммуникации выделяют неформальные и формальные процессы.
Неформальные процессы, как правило, осуществляются самими исследователями. К ним относятся:
- непосредственный диалог между учеными и специалистами о проводимых исследованиях и разработках;
- посещение лаборатории своих коллег, научно-технических выставок и т.д.;
- устные выступления перед какой-либо аудиторией;
- обмен письмами, препринтами и оттисками публикаций;
- подготовка результатов исследований или разработок к опубликованию, включая выбор формы, места и времени опубликования.
К формальным процессам относятся:
- редакционно-издательские и полиграфические процессы, необходимые для опубликования рукописи, включая ее рецензирование;
- процессы распространения научных публикаций, включая связанные с такими процессами аспекты книготорговли;
- библиотечно-библиографическое дело и архивная деятельность;
- научно-информационная деятельность.
В последних четырех процессах научной коммуникации роль ученого-исследователя постепенно уменьшается.
2. Научно-информационная деятельность
Научно-информационная деятельность (НИД) - это социально-организованная разновидность научного труда, который выполняется в целях повышения эффективности исследований и разработок и заключается в сборе, аналитико-синтетической переработке, хранении и поиске закрепленных в документах научной информации, а также в предоставлении этой информации ученым-исследователям и специалистам в соответствующее время и в удобной для них форме.
Аналитико-синтетической переработкой (АСП) документа называется его преобразование с целью извлечения необходимой информации, а также оценки, сопоставления, обобщения и представления полученной информации в виде, соответствующем запросу.
Если целью работы с научными документами является их систематизация, анализ и синтез, не доходящие до получения нового знания, то такая деятельность относится к научно-информационной. Если же цель работы с научными документами состоит в получении новых знаний об изучаемом предмете, то такая деятельность относится к научно-исследовательской. Понятно, что четкое разделение между двумя этими видами деятельности условно и возможно только в абстракции.
НИД зародилась в конце XIX в. в недрах библиотековедения под влиянием потребностей самой науки. Стремительный рост достижений в науке и технике сопровождался быстрым ростом количества выходящей в мире научно-технической литературы и расширением круга ее потенциальных читателей.
В течение многих веков потребности образованных людей в информации удовлетворялись библиотеками. До изобретения книгопечатания подвижными литерами в XV в. широкие слои населения были неграмотными и поэтому в библиотеках не нуждались. К концу XIX в. распространение грамотности населения в развитых странах возросло до такой степени, что массовых читателей в них стало гораздо больше, чем ученых и специалистов. Поэтому библиотеки в это время разделились на специальные (научные и научно-технические) и массовые.
Для массовых библиотек (а к ним в Российской Федерации относится около 80 % общего числа библиотек) главной является культурно-просветительская задача. Задача научных и научно-технических библиотек состоит в информационном обслуживании ученых и специалистов.
В настоящее время многие специальные библиотеки называются библиотеками лишь по традиции из-за их ведомственной принадлежности, а фактически являются органами научно-технической информации.
Основоположниками современной науки об информации стали бельгийский социолог и документалист Поль Отлé (Otlet) (1868-1944) и его сподвижник Анри Лафонтен (Lа Fontaine) (1854-1943), создавшие в начале XX в. Универсальную десятичную классификацию (УДК) - систему, которой пользуются сегодня все страны мира. Им же был предложен и проект создания Универсального библиографического репертуара (УБР), который не был осуществлен.
Отле и Лафонтен видели в УДК и УБР лишь средства для достижения совершенной системы организации знаний. Их главной идеей было убеждение в необходимости упорядочения всемирной системы научной коммуникации. Эти цели и сегодня еще далеко не достигнуты, а потребность в совершенствовании научной коммуникации ощущается острее, чем 100 лет назад.
НИД окончательно выделилась в качестве научной подсистемы примерно в середине XX в. В большинстве развитых стран мира существуют национальные или даже государственные системы научно-технической информации (в нашей стране это Государственная система научно-технической информации, ГСНТИ), а их правительства создают специальные органы для управления этими системами. По некоторым оценкам, в мире на организацию этой деятельности ежегодно затрачивается не менее 10 млрд. долларов.
Вплоть до сегодняшнего времени существует две крайности в понимании места НИД в структуре научного труда. Одна из них сводит эту деятельность к совокупности чисто технических операций, которые облегчают специалистам доступ к необходимой информации или же современной разновидности библиотечно-библиографического обслуживания. Этой позиции часто придерживаются ученые-теоретики и библиотекари. Другая точка зрения, высказываемая некоторыми информатиками, инженерами и менеджерами, заключается в том, что, поскольку нет четкой границы между информационным и исследовательским анализом и синтезом, то нет и черты, разделяющей информационную и исследовательскую деятельность. Такая позиция отражает растущую потребность специалистов в аналитических и прогнозных обзорах и не делает различий между информированием и получением нового знания.
По мнению Р.С. Гиляревского, обе эти точки зрения являются крайними и неверными, поскольку ведут к отрицанию самостоятельного существования информационной деятельности. В настоящее время становится понятно, что проблема информационного кризиса не может быть решена как в рамках чистого исследования, так и одними библиотечно-библиографическими методами и средствами. Для существенного повышения эффективности любой творческой работы нужна разработка принципиально новых информационных методов и средств, что является практической задачей современной информатики - базовой теоретической дисциплины для НИД.
Основной целью НИД является обеспечение всех потенциальных информационных потребностей лаконичной и квалифицированной информацией о новых знаниях, опыте и прогнозах в разных сферах человеческой деятельности.
Конкретными целями НИД являются: сбор научных источников информации (документов), их систематизация, анализ и синтез, переработка, хранение, воспроизведение, размножение и распространение научной информации.
3. Информатика и информация
Научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства семантической (смысловой) информации, а также закономерности информационной коммуникации, называется информатикой.
Под «семантической» понимается информация, выраженная на естественном языке и имеющая смысл, доступный для логического восприятия. Этим она отличается от вероятностной (шенноновской) информации, в которой определяющую роль играет ее знаковое представление, а смысл игнорируется.
Важно различать «информацию» от «данных».
Данные - это факты, идеи, сведения, представленные в знаковой (символьной) форме, позволяющей производить их передачу, обработку и интерпретацию. Информация - это смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представлений в них фактов, идей, сообщений. Структурированная информация (т.е. связанная причинно-следственными и иными отношениями и образующая систему) составляет знания.
Таким образом, информация - это потенциальное свойство данных, которое может быть реализовано одним воспринявшим их человеком и не реализовано другим. Объектом машинной обработки являются данные, а не информация, поскольку никакая машина не в состоянии интерпретировать данные. Машина не обладает, как человек, необходимым запасом знаний о мире и не может мыслить.
Информатика как научная дисциплина изучает предметы и явления, присущие лишь человеческому обществу. Это означает, что информатика является общественной, а не естественной или технической научной дисциплиной.
Термин «информатика» до сих пор понимается многозначно, что вносит немалую путаницу.
До середины 1960-х гг. новую научную дисциплину в ряде западноевропейсих языков именовали как «документацию» или «документалистику» (термин предложил П. Отле).
В середине 1960-х гг. был предложен термин «информатика» (англ. informatics, information science; франц. science de l'information; нем. Informatik, Informationswissenschaft), быстро получивший признание и распространение.
Примерно в это же время и чуть позднее расширяющееся внедрение компьютеров и внедрение их во все сферы интеллектуальной деятельности привело к созданию новой дисциплины, которая в США получила название "computer science" (наука о вычислительных машинах), во Франции - "informatique", в ФРГ - "Informatik", т.е. название, совпадающее с русским термином «информатика». В дальнейшем этот термин укоренился в романских языках - испанском, итальянском, португальском, румынском.
С середины 1980-х гг. термин «информатика» как обобщающее название теории и практики создания вычислительных машин и их применения для автоматизированной обработки данных и информации стал также использоваться в русском языке. И это произошло несмотря на то, что у нас давно сложились и получили всеобщее признание такие научные дисциплины, как вычислительная техника и математическое программирование, которые по содержанию полностью соответствуют франко-германской «информатике».
Таким образом, в нашей стране сегодня существует две информатики - «семантическая» информатика I и «вычислительная» информатика II. Что касается их соотношения, то представляется оправданным включение второй в состав первой по разделу «информационная техника», т.е. отнесение ее к средствам информатики.
Именно такую структуру имеет реферативный журнал «59. Информатика», выпускаемый Всероссийским институтом научной и технической информации (ВИНИТИ) РАН.
Вот основные разделы этого журнала (естественно, имеющие свои подрубрики):
- Общие вопросы информатики
- Организация информационной деятельности
- Документальные источники информации
- Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
- Информационный поиск
- Информационное обслуживание
- Информационная техника
Хотя между библиотековедением и информатикой имеются тесные связи, все же - это разные научные дисциплины с разными предметами исследований. Они изучают разные объекты или разные стороны одних и тех же объектов и решают разные задачи. В самом общем смысле можно сказать, что библиотековедение интересуется самими документами, а информатика - идеями, содержащимися в этих документах.
Для информатики важно изучение неформальных каналов научной коммуникации, мотивов написания и структуры первичных документов, что никогда не интересовало библиотековедение. А за пределами интересов информатики остаются проблемы непрерывного образования, библиографического учета всех выходящих в мире произведений печати или долговременного хранения оригиналов книг.
4. Научная информация
Если семантическая информация вообще - это потенциальное свойство данных, реализованное воспринявшим их человеком, то научная информация - это информация, отвечающая определенным критериям.
Определение «научный» в термине «научная информация» не означает, что она обязательно получена или используется только в сфере науки, а указывает на то, что она удовлетворяет общепринятым в данное время критериям научности.
Более четкое и полное определении научной информации может быть дано следующим образом: научная информация - это логическая информация, получаемая методами опытно-рационального познания объективного мира в любой сфере деятельности людей, не противоречащая господствующей системе научных представлений и используемая в общественно-исторической практике.
Почти 40-летняя практика работы Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН свидетельствует о том, что научно-информационная деятельность возможна не только в области социальных наук (право, экономика, социология и др.), но и в области гуманитарных наук (литературоведение, культурология, философия, религиоведение и т.д.).
Многие положения философии (например, утверждение Шопенгауэра о том, что в основе мироздания лежит иррациональная воля) невозможно не подтвердить, ни опровергнуть. Но это не мешает рассматривать и творчество Шопенгауэра, и литературу о нем как совокупность текстов, в которых заключается определенная научная информация в области философии.
Поэтому есть все основания полагать, что техника работы с информацией в области социальных и, в особенности, гуманитарных дисциплин может оказаться полезной и при работе с информацией в области богословия.
Лекция 2. Документальные источники информации. Библиографическое описание и аннотацияЛекция 3. Документальные источники информации. Первичные документы и издания
Лекция 4. Документальные источники информации. Вторичные документы и издания (часть 1)
Лекция 5. Документальные источники информации. Вторичные документы и издания (часть 2)
Лекция 6. О специфике информационного анализа и синтеза. Индексирование. Реферирование. Перевод научных текстов. Написание обзоров
Лекция 7. Информационные потребности. Основы информационного поиска