Украинское государство
Инициатива проведения грандиозных торжеств на государственном уровне принадлежала Президенту Виктору Ющенко. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко демонстративно проигнорировала праздничные мероприятия. Лидер Партии Регионов Виктор Янукович тоже отказался от участия в президентском проекте. Он не присутствовал на государственных торжествах. При этом Виктор Федорович посетил практически все церковные мероприятия с участием Московского Патриарха Алексия. Остальные политические деятели ограничились лишь протокольным присутствием на государственных торжествах. Таким образом, можно говорить об активном участии в праздновании 1020-летия Крещения Руси лишь Президента Украины. Какие же цели он ставил перед собой?
По замыслу Виктора Ющенко Киевские торжества должны были сдвинуть с мертвой точки процесс преодоления украинского церковного раскола и создания Единой Поместной Церкви. Роль объединителя украинского православия, бесспорно, могла бы поднять неуклонно падающий рейтинг действующего Президента. Однако, на наш взгляд, кроме решения этой тактической задачи В. Ющенко преследует и более глобальную цель. Он в очередной раз продемонстрировал стремление украинской власти найти (или создать) надежного партнера в конфессиональной сфере.
Несмотря на заявления нынешнего Президента о европейском выборе Украины, конфессиональная политика Ющенко отражает типичные для всего постсоветского пространства тенденции. Сегодня не только в бывших советских республиках (Россия, Беларусь, Грузия, Украина), но и во всех бывших странах социалистического лагеря, в которых лидирующие позиции занимает Православная Церковь (Болгария, Румыния, Сербия, Черногория), в сфере государственно-церковных отношений происходят похожие процессы. Независимо от наличия или отсутствия в Конституциях этих стран положения об отделении церкви от государства, везде действует так называемая «кооперационная модель» взаимоотношений власти и Православной Церкви. Везде государство стремится опереться на Церковь для решения своих задач, а Церковь, соответственно, ищет выгодного для себя союза с властью. Весьма характерно, что даже в столь, казалось бы, разных государствах как Грузия и Беларусь, правовой статус Православной Церкви типологически очень близок. В обеих странах между Церковью и государством заключены соглашения, оговаривающие особые права Православной Церкви и гарантирующие ей поддержку государства. В частности, в Грузии в соответствие с конституционным соглашением от 14 октября 2002 года за Католикосом-Патриархом признан статус неприкосновенности, воскресные дни и церковные праздники объявлены общегосударственными выходными днями, за духовенством признано право не разглашать тайну исповеди по требованию государственных органов, духовные лица освобождены от военной обязанности, признаны церковные дипломы о получении духовного образования. Государство также взяло на себя обязательство частичного возмещения материального ущерба, нанесенного Церкви в годы советской власти. 12 июня 2003 года соглашение о сотрудничестве было заключено и между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью (которая входит в состав Московского Патриархата). Эти соглашения заложили традицию своеобразных конкордатов между Православными Церквами и государствами бывшего Советского Союза.
Вполне очевидно, что и украинская власть тяготеет к подобной модели государственно-церковных отношений. Президент Ющенко не однократно (в том числе и в ходе юбилейных торжеств) делал заявления об особой исторической роли Православия, о его духовных, культурных и нравственных ценностях, о стремлении власти опираться на Православную Церковь в процессе укрепления украинской государственности. Также неоднократно декларировалось стремление власти провести реституцию церковного имущества.
Однако в Украине государство в настоящее время не имеет желанного для себя партнера в реализации такой модели. Ибо Украинская Православная Церковь (УПЦ) как составная часть Московского Патриархата явно не вписывается в общий политический курс украинских властей, а Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат (УПЦ-КП), хотя и всячески ищет сближения с властью, все же остается непризнанной церковью, и потому союз с ней чреват осложнениями во взаимоотношениях с другими Поместными Церквами.
Так что на пути к конкордату с Православной Церковью украинская власть должна решить проблему церковного раскола. И потому проект создания Единой Поместной Церкви является естественным предшественником окончательного оформления украинской модели государственно-церковных отношений.
Приглашение в Киев Московского Патриарха Алексия свидетельствует о том, что на первом этапе подготовки юбилейных торжеств (в феврале-марте 2008 года) Президент Украины был готов пойти на определенный союз с УПЦ. В ходе предварительных переговоров с руководством Русской Православной Церкви (РПЦ) были сформулированы и возможные условия заключения такого союза. Во-первых, Виктор Ющенко просил предоставить УПЦ если не автокефалию, то хотя бы полною автономию. Во-вторых, он добивался смягчения позиции Патриарха Алексия по отношению к украинским раскольникам. Кроме того, Президент искал поддержки и в двух других значимых для украинского общества вопросах: Ющенко просил Патриарха Алексия принять участие в заупокойных богослужениях в память о жертвах Голодомора 1932-33 годов и снять анафему с украинского гетмана Ивана Мазепы. Московский Патриарх не согласился удовлетворить ни одну из этих просьб. И, видимо, именно поэтому в мае 2008 года произошел резкий поворот Виктора Ющенко в сторону Константинополя. Президент для достижения своих целей решил сделать ставку на Вселенский Патриархат.
Насколько В. Ющенко приблизился к реализации своей как тактической, так и стратегической программ в результате Киевских торжеств? Думается, что прогресс оказался весьма незначительным. Патриарх Варфоломей ограничился декларативными заявлениями о необходимости преодолеть украинский церковный раскол. А Президент лишь в очередной раз заявил о своих намерениях, или скорее даже о своей мечте, но говорить о реальных сдвигах на пути к ее воплощению, пока рано.
Константинопольский Патриархат
Главным событием юбилейных торжеств стал, конечно же, визит в Украину Константинопольского Патриарха Варфоломея. Перед ним стояли две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: 1) в той или иной форме «внедрится» в Украину, стать реальным фигурантом в решении проблем украинского православия и 2) не испортить при этом отношения с Московским Патриархатом. Патриарх Варфоломей сумел решить обе эти задачи. И Украинское государство, и Московский Патриарх Алексий признали необходимость учета позиции Вселенского Патриархата в решении украинских церковных проблем.
Визит в Киев стал одним из наиболее ярких зарубежных визитов Патриарха Варфоломея за все время его пребывания на Константинопольском престоле. Уровень его приема в Украине, действительно, соответствовал уровню приема Папы Иоанна Павла II в 2001 году. Виктор Ющенко сознательно отступил от существующего дипломатического протокола и принимал Патриарха Варфоломея фактически как главу иностранного государства. Об этом говорит и личная встреча Президентом Патриарха в аэропорту, и сопровождение его президентским эскортом, и награждение его орденом Ярослава Мудрого I степени (по Уставу ордена из иностранных граждан такую награду могут получить лишь главы государств).
Патриарх Варфоломей получил за счет Украинского государства мощнейший пиар. Его портреты заполонили улицы Киева, их можно было видеть и на телеэкранах, и на первых страницах газет. Государство оплатило приезд в Киев нескольких десятков иностранных журналистов, сопровождавших Константинопольского Патриарха, а также византийского хора под управлением Л. Ангелопулоса, который пел за Патриаршими богослужениями. В результате в сознании рядовых украинцев Патриарх Варфоломей стал неким «православным папой», от которого зависят судьбы Православной Церкви во всех уголках земного шара.
При этом стратегические цели Украинского государства и Константинопольского Патриархата, на наш взгляд, существенно разнятся. Вселенский Патриархат ведет сегодня планомерную политику создания собственных церковных структур в различных регионах мира, используя для этого любой удобный случай. При этом Константинополь весьма неохотно идет на предоставление тем или иным местным Церквам полностью независимого статуса. Об этом Патриарх Варфоломей хоть и мягко, но достаточно ясно сказал 26 июля на Софийской площади. Предоставление Константинополем автокефального статуса различным Поместным Церквам он интерпретировал как вынужденный шаг, который всегда совершался под давлением политических обстоятельств. В норме же эти Церкви (Болгарская, Сербская, Элладская, Албанская) должны были бы и по сей день оставаться под омофором Вселенского Патриарха.
Так что, в то время как украинские власти пытаются создать полностью независимую Поместную Церковь, Патриарх Варфоломей стремится привести в свое подчинение как можно большую часть украинской православной паствы, рассматривая предоставление ей полной автокефалии лишь как нежелательную перспективу.
Нынешняя церковная ситуация в Украине является для Константинопольского Патриарха чрезвычайно выгодной. Наличие церковного раскола делает возможным его вмешательство в украинские дела. Если же здесь появится независимая Единая Поместная Церковь, то исчезнет повод для присутствия в Украине структур Константинопольского Патриархата. Так что не исключено, что партнерские взаимоотношения между Президентом Ющенко и Патриархом Варфоломеем могут быть омрачены при выявлении несовпадения стратегических интересов сторон.
Московский Патриархат
Если для Патриарха Варфоломея его визит в Киев стал одним из наиболее ярких его зарубежных визитов, то для Патриарха Алексия нынешний приезд в Украину стал одной из наиболее сложных зарубежных поездок за все время его патриаршества. Пожалуй, этот визит оказался не менее (если не более) сложным, чем приезд Патриарха Алексия в Киев в октябре 1990 года.
Московский Патриарх принимал участие только в мероприятиях, организованных УПЦ. Он не посетил (как предполагала программа визита) ни Секретариат Президента Украины, ни Президентский прием в Софии Киевской, тем самым продемонстрировав свое сдержанное отношение к главе Украинского государства. Надо сказать, что и Президент Украины достаточно ясно показал свое отношение к главе РПЦ. Единственную встречу Патриарха Алексия с Виктором Ющенко вся Украина могла видеть 27 июля утром в прямом телеэфире. На Владимирской горке Президент троекратно облобызал Патриарха Варфоломея, а Патриарху Алексию … лишь пожал руку. Так что, одним из результатов визита Патриарха Алексия в Киев может стать прямая конфронтация между РПЦ и Президентом Украины. Вполне очевидно, что эта ситуация полностью дублирует нынешние взаимоотношения между Украиной и Кремлем.
Все же визит Патриарха Алексия в Киев имеет и некоторые конструктивные результаты. Предстоятель РПЦ совершил Божественную Литургию вместе с Патриархом Варфоломеем, а также провел с Константинопольским Патриархом переговоры. Значимость этого события станет очевидной, если вспомнить, что Константинопольский и Московский Патриархи не служили вместе с 2000 года (со времени празднования в Вифлееме 2000-летия Рождества Христова). А после визита Патриарха Варфоломея в Эстонию в октябре-ноябре 2000 года наступило резкое ухудшение взаимоотношений между Москвой и Константинополем. И когда в июне 2008 года Патриарх Варфоломей заявил о своем намерении посетить Украину, визит в Киев Патриарха Алексия оказался под угрозой срыва. И все же этот визит состоялся. 27 июля после литургии на Владимирской горке Патриархи более часа общались с глазу на глаз в резиденции Блаженнейшего Митрополита Владимира.
В ходе беседы была достигнута договоренность, что отныне в деле преодоления украинского церковного раскола будут делаться только совместные шаги. Были также обсуждены условия, при соблюдении которых станет возможным участие Патриарха Алексия во встрече Предстоятелей Православных Церквей в октябре нынешнего года в Стамбуле.
Таким образом, Предстоятели двух Церквей достигли договоренностей о формате их дальнейшего взаимодействия. Если прежде Московский Патриархат настаивал на том, что украинский вопрос — это внутреннее дело РПЦ, то теперь Патриарх Алексий согласился допустить к разрешению украинских проблем и Патриарха Варфоломея. В обмен на это Патриарх Варфоломей отказался от проведения односторонних переговоров как с украинской властью, так и с представителями УПЦ-КП и УАПЦ. По-видимому, он также отказался от политики планомерного вытеснения РПЦ из межправославного сотрудничества. Возможно, Патриарх Варфоломей пообещал не привлекать к участию во всеправославных мероприятиях представителей Эстонской Церкви и вообще согласился пересмотреть свое отношение к эстонской проблеме. Насколько прочными окажутся достигнутые в Киеве договоренности, покажет время.
Если накануне юбилейных торжеств положение двух непризнанных украинских православных юрисдикций представлялось весьма выгодным, то теперь, после окончания празднований можно с уверенностью сказать, что они не смогли завладеть инициативой в развернувшейся в Киеве сложной многоходовой игре.
Накануне юбилея Филарету (Денисенко) и Мефодию (Кудрякову), казалось бы, удалось достичь договоренности с Патриархом Варфоломеем об условиях их перехода в юрисдикцию Константинопольской Церкви. Ожидалось, что уже во время Киевских торжеств Патриарх Варфоломей сделает конкретные шаги навстречу раскольникам. Однако этого не произошло. Главы УПЦ-КП и УАПЦ не принимали участия ни в государственных, ни в церковных мероприятиях. А договоренности, достигнутые между Патриархами Варфоломеем и Алексием, ставят под сомнение возможность создания в Украине структур Константинопольского Патриархата во главе с Филаретом (Денисенко). Ставка на главу УПЦ-КП будет означать для Константинополя жесткую конфронтацию с Москвой, к которой Патриарх Варфоломей, как выяснилось, вовсе не стремится. Похоже, что Константинополь решил оставить Филарета за рамками переговорного процесса.
Таким образом, украинские раскольнические группировки не смогли стать самостоятельным субъектом переговорного процесса. По сути дела и Украинское государство, и Константинопольский Патриарх использовали УПЦ-КП и УАПЦ лишь как орудие шантажа против РПЦ. Так что надежды, которые непризнанные юрисдикции связывали с юбилейными торжествами, пока так и остались надеждами.
Украинская Православная Церковь
Вне всякого сомнения УПЦ одержала тактическую победу. В ходе подготовки и проведения торжеств ее руководство сумело использовать сложившуюся в Украине расстановку политических сил для предотвращения одностороннего вмешательства Константинополя в украинские церковные дела. Фактически УПЦ была обороняющейся стороной. И ей удалось организовать более или менее эффективную оборону.
Юбилейные торжества также вскрыли одну важную черту современной жизни УПЦ. Руководство этой конфессии в последнее время делает ставку на партнерские взаимоотношения с Украинским государством. Если между Патриархом Алексием и Президентом Ющенко сложилась фактически конфликтная ситуация, то УПЦ старается не идти на обострение отношений с государством. И потому теперь УПЦ может оказаться перед очень непростым выбором: с одной стороны Московский Патриархат, конфликтующий с украинской властью, с другой — само Украинское государство, партнерские взаимоотношения с которым для УПЦ весьма желательны. Логика развития УПЦ в последний год дает некоторые основания предполагать, что выбор может быть сделан в пользу Украинского государства, что фактически будет означать дальнейшее отдаление УПЦ от московского церковно-административного центра. Однако такой выбор (если он будет сделан) вряд ли получит широкую поддержку среди епископата, духовенства и рядовых членов Церкви. Ведь значительная часть паствы УПЦ продолжает настаивать на сохранении прочной связи с Москвой. Поэтому УПЦ, возможно, потратит выигранное сегодня время на поиски путей к внутренней консолидации, отсутствие которой заметно ее ослабляет.
Выводы
Не будет преувеличением сказать, что наиболее рационально юбилейные торжества использовал в своих целях Патриарх Варфоломей. Бесспорно, он оказался в самом выигрышном положении и сумел сохранить за собой инициативу. Украинская власть, в очередной раз пытавшаяся решить церковные проблемы революционным путем, не сумела этого сделать. В украинском православии полностью сохранился существовавший и до юбилейных торжеств статус-кво. Стало очевидным, что созданию Единой Поместной Церкви неминуемо должно предшествовать достижение консенсуса как между украинскими конфессиями, так и внутри каждой из них. И этот эволюционный процесс может оказаться достаточно длительным.
Думается, что украинская церковная среда должна сегодня сама выработать реальную модель преодоления раскола, не привлекая к этому внешние силы: будь то государство или другие Поместные Церкви. Создание Единой Поместной Церкви в Украине должно стать, прежде всего, результатом внутреннего роста украинского православия, его готовности самостоятельно решить стоящие перед ним задачи.