[Обзор книги:] Филип Клэйтон, Захария Симпсон. Оксфордский учебник по религии и науке (Серия: Оксфордские учебники по религии и богословию) (Philip Clayton, Zachary Simpson. The Oxford Handbook of Religion and Science (Oxford Handbooks in Religion and Theology). NY. Oxford University Press, 2006. 1040 pp. ISBN-10: 0199279276 ISBN-13: 978-0199279272)
Область «науки и религии» является достаточно популярной как в академической, так и в обычной читательской среде. С увеличением числа конференций и курсов эта область в последние годы испытывает беспрецедентный рост. В этом томе впервые дается фундаментальное введение в проблематику споров в области диалога науки и религии. В основе книги лежит серия статей «за» и «против», охватывающих каждую из современных «горячих тем» (таких, как эволюция и творение, натурализм и сверхъестественное и др.).
Статья

Этот массивный, безупречно изданный том представляет собой наилучшее исследование в области диалога науки и религии. Оригинальные эссе показывают, что «наука и религия» есть область вопрошания, которая действительно пришла в меру своего возраста и имеет огромную важность для широкой академической дискуссии. Кроме рассмотрения вопросов, касающихся методологии, следствий для жизни человека и практики, этот учебник включает разделы, посвященные главным научным дисциплинам, главным мировым религиям и главным поддисциплинам, относящимся к этой восхитительной и продолжающей развиваться области исследования.

Первая часть книги посвящена относительно краткому введению в область исследования и тому, каким образом она представляется с точки зрения различных религиозных традиций, таких как христианство, иудаизм, ислам, индуизм и др. Особенно интересными являются буддистская и индуистская перспективы, поскольку зачастую они просто исключаются из рассмотрения. Является, однако, очевидным, что обе религиозные традиции предлагают достаточно сложные перспективы. Вторая часть имеет дело с частными вопросами диалога науки и религии, такими как эволюция, космология и др. Здесь не предлагаются новые подходов, поскольку они нацелены представить общую картину различных вопросов, принимаемых в рассмотрение. Третья часть является значительно более интересной, поскольку в ней рассматривается вклад специфических дисциплин, таких как философия науки, история, систематическое богословие и др. Это место, где междисциплинарность области исследований становится наиболее очевидной. Религия и наука является поистине всеохватной, и лучшие работы будущего будут предполагать использование всех этих дисциплин. Часть 4 освещает некоторые частные подходы к дискуссии, включая натурализм (в замечательном эссе Оуэна Фланагана), постмодернизм (Ненси Мерфи) и др. Часть 5 является наиболее большой в книге, рассматривает споры о наиболее известных идеях и положениях, касающихся вопросов науки и религии, включая божественное действие, панентеизм, эмержентность, разумный замысел и др. Заключительная часть включает в себя перспективы в отношении вопросов, связанных с ценностями в религии и науке.

         Из этого краткого обзора столь обширной работы очевидно, что невозможно полностью охватить богатейшую аргументацию и объем научного знания, представленный в этом томе. Все эссе написаны хорошим и ясным языком, за исключением статей Уильяма Провайна и Питера Эткинса. В резком контрасте с тщательными и обширными исследованиями других авторов Провайн и Эткинс предлагают старые риторические вопросы, восходящие к Гексли и Геккелю о том, что религия и наука являются несовместимыми и каким образом эволюция ниспровергает Бога. Эти эссе не должны были занимать места в этом томе.

Некоторые эссе можно оценить как первые среди равных. Филипп Виб является наиболее выдающимся защитником ценности религиозного опыта в современной западной философии религии, и в отличие от многих других авторов он делает множество ссылок на литературу по нейронаукам и биологии. Его эссе «Религиозный опыт, когнитивная наука и будущее религии» придает особую ценность всей книге. Эссе Робина Коллинза о вкладе философии науки также является выдающимся. Он представил новые аргументы против редукционизма из области квантовой механики и защищает взгляд на отношение между религией и наукой, который он называет «теистической нередуктивной интеллигибельностью», который определенно заслуживает особого рассмотрения. Оуэн Фланаган представил очень глубокое эссе о натурализме, особенно в своем заключении, что единственный догмат, общий для всех разновидностей натурализма заключается в его отвержении сверхъестественного. Вполне естественно, что  вследствие столь догматического подхода натурализм становится удобной мишенью для теистической апологетики. Это прекрасно показали Джон Хот и Уильям Яровски посредством представления всеохватной, интеллектуально привлекательной и научно компетентной альтернативы натурализму. Наконец, Майкл Зильберштейн в своем эссе об эмержентности делает предельно важные замечания в отношении проекта естественного богословия.

Книга будет полезной всем, интересующимся фундаментальными проблемами диалога науки и религии вообще, и науки и богословия в частности.

 

Содержание

Список авторов XIII

Введение (Филипп Клэйтон) 1

Часть 1. Религия и наука в традициях мира 5

  • 1. Индуизм и наука (Санджита Менон) 7
  • 2. Буддизм и наука (Аллан Уоллес) 24
  • 3. Иудаизм и наука (Норберт Сэмуэльсон) 41
  • 4. Христианство и наука (Джон Полкинхорн) 57
  • 5. Ислам и наука (Сейед Хусейн Наср) 71
  • 6. Аборигенный образ жизни и познание мира (Джон Грим) 87
  • 7. Религиозный натурализм и наука (Вильгельм Дрис) 108
  • 8. Атеизм и наука (Питер Эткинс) 124

Часть 2. Представления религии в свете современной науки 137

  • 9. Космология и религия (Бернар Карр) 139
  • 10. Фундаментальная физика и религия (Кирк Вегтер-Макнелли) 156
  • 11. Молекулярная биология и религия (Мартинес Хьюлетт) 172
  • 12. Эволюционная теория и религиозная вера (Джеффри Шлосс) 187
  • 13. Экология и религия (Сьюзан Поуэр Брэттон) 207
  • 14. Нейрофеноменология и опыт созерцания (Эван Томпсон) 226
  • 15. Психология, науки о человеке и религия (Раймонд Палутчан) 236
  • 16. Социология и религия (Ричард Фенн) 253
  • 17. Антропология религии (Майкл Ламбек) 271

Часть 3. Основные области религии/науки 291

  • 18. Вклад истории науки и религии (Джон Хедли Брук) 293
  • 19. Вклад социальных наук (Роберт Сегал) 311
  • 20. Вклад философии науки (Робин Коллинз) 328
  • 21. Вклад философского богословия и метафизики (Джозеф Брекен) 345
  • 22. Вклад систематического богословия (Вольфхарт Панненберг) 359
  • 23. Вклад практического богословия и этики (Тед Петерс) 372
  • 24. Вклад духовности. Простота - сложность - простота (Полин Радд) 388

Часть 4. Методологические подходы к изучению вопросов, касающихся отношения религии и науки 405

  • 25. Научный ландшафт религии: эволюция, культура и познание (Скот Атран) 407
  • 26. Вариации натурализма (Оуэн Фланаган) 430
  • 27. Интерпретация науки с точки зрения процесса в философии Уайтхеда (Дэвид Рэй Гриффин) 453
  • 28. Англо-американский постмодернизм и конец диалога науки и религии? (Ненси Мерфи) 472
  • 29. Тринитарная вера, ищущая преобразующего понимания (Ф. Лерон Шульц) 488
  • 30. Религиозный опыт, когнитивная наука и будущее религии (Филипп Виб) 503
  • 31. О всеохватной интеграции науки и религии: постметафизический подход (Шон Эсборн-Харгенс и Кен Уилбер) 523

Часть 5. Центральные теоретические споры в области религии и науки 547

«наука и религия» или «богословие и наука»? 549

  • 32. Наука и богословие: их отношение в начале третьего тысячелетия (Майкл Уэлкер) 551
  • 33. Религия и наука (Филипп Хефнер) 562

Наука, богословие и Божественное действие 577

  • 34. Квантовая физика и богословие невмешивающегося объективного Божественного действия (Роберт Джон Рассел) 579
  • 35. Виды богословия Божественного действия (Томас Трейси) 596
  • 36. Виды богословия с опорой на бытие (Уэсли Вилдмэн) 612

Панентеизм и его кризис 633

  • 37. Потенциал панентеизма для диалога между наукой и религией (Майкл Брайерли) 635
  • 38. Проблемы в панентеизме (Оуэн Томас) 652

Эволюция, творение и вера в Бога 665

  • 39. Эволюция, религия и наука (Уильям Провайн) 667
  • 40. Дарвинизм (Алистер Макграт) 681
  • 41. Бог и эволюция (Джон Хот) 697

Разумный замысел и его кризис 713

  • 42. В защиту разумного замысла (Уильям Дембски) 715
  • 43. Грехи разумного замысла до эпохи нового времени (Уильям Пеннок) 732

Теологии эмержентной сложности и их кризис 749

  • 44. Физика, сложность и споры науки и религии (Джордж Эллис) 751
  • 45. Эмержентность и сложность (Нильс Хенрик Грегерсен) 767
  • 46. Эмержентность, богословие и образность (Майкл Зильберштейн) 784
  • 47. Скрытые битвы за эмержентность (Карл Жилле) 801

Феминистские подходы 819

  • 48. Выход на публику: феминистские эпистемологии, Анна Арндт и дискурс в области науки и религии (Лайза Штенмарк) 821
  • 49. Феминистские перспективы в медицине и биоэтике (Энн Педерсон) 836

Природа человека и этика 851

  • 50. Сакральная эмержентность природы (Урсула Гуденаф, Терренс Дикон) 853
  • 51. Наука, этика и человеческий дух (Уильям Хербат) 872

Часть 6. Вопросы ценностей в религии и науке 879

  • 52. Теология, экология и ценности (Силия Дин-Драммонд) 891
  • 53. Этика окружающей среды и диалог науки и религии (Холмс Ролсон) 908
  • 54. Биотехнология и дискуссия в области науки и релгиии (Рональд Кол-Тернер) 929
  • 55. Отношение между homo sapiens и другими животными: научный и религиозный аргументы (Ненси Хоуэлл) 945
  • 56. Заключительные замечания: пересмотр взглядов Доуэра Бича (Мэри Мидгли) 962

Индекс 979

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9