Обзор книги: Del Re, Giuseppe. The Cosmic Dance: Science Discovers the Mysterious Harmony of the Universe. Philadephia & London. Templeton Foundation Press. 2000. 432 pp. ISBN-10: 1890151254 ISBN-13: 978-1890151256
Джузеппе Дель Ре. Космический Танец: наука открывает таинственную гармонию вселенной. Филадельфия, Лондон, Издание фонда Джона Темплтона. 2000. 432 с.
Предисловие Т. Ф. Торранса
Эта весьма примечательная книга, озабоченная холистическим научным пониманием вселенной и ее смысла, написана выдающимся ученым, который также является весьма интересным человеком. Джузеппе Дель Ре родился в 1932 г. в Неаполе. Он был сыном Рафаэля Дель Ре, специалиста по классической литературе и философии, который был хорошо известен по своим филологическим и критическим исследованиям в области греческой философии. Сам Джузеппе сначала изучал классические языки (латинский и греческий), а впоследствии стал профессором теоретической химии университета Неаполя. Главные достижения в его основной области исследования - квантовой химии, это известный «метод Дель Ре» по определению зарядов атомов в молекулах (1958) и введение «максимума локализации гибридов» в методе молекулярных орбит. Обе процедуры до сих пор широко используются. В своей фундаментальной эпистемологии он предлагает к обсуждению единый взгляд на реальность, который стремится преодолеть дуалистические рамки сознания, в течение длительного времени являвшиеся столь характерными для европейской мысли и повлиявшие как на философию, так и на науку. Это очевидно в его исследовании химического происхождения жизни и его впечатляющего развития «сложности», с особым обращением к организации как характеристике живых существ, решению проблемы отношения разума и тела и возникновения смысла. В то же самое время он обращал особое внимание на философию химии и ее статуса как независимой дисциплины.
Профессор Дель Ре опубликовал свыше 180 научных статей и наиболее известен за свою работу по электронным состояниям молекул. Он был одним из ведущих специалистов в области квантовой химии, и получил широкое признание за вклад в теоретические и эпистемологические вопросы настоящей постмеханистической эпохи. Это отражено, например, в его вкладе в работу по проблеме соотношения разума и мозга, в которой он сотрудничал с сэром Джоном Экклсом, и работу которого он редактировал при подготовке издания Понтификальной академии наук. Он является членом Международной академии философии науки (Брюссель), Европейской Академии по вопросам окружающей среды (Тюбинген), и а также является основателем Международного центра междисциплинарных исследований (Париж). Он член редакций трех международных филосфоских журналов Hyle (Карлсруэ), La Nuova Critica (Рим) и Filosofia oggi (Генуя). Он является профессором в Канаде, Германии, Франции, Перу, Венгрии и с недавнего времени в Ecole Normale Superieure в Париже.
Первые главы этой книги рассматривают философские вопросы, которые сегодня считаются главнейшими в нашем понимании мира: информация, которая делает вещи такими, какими они являются; сложность, новейшая общая проблема науки и технологии; порядок и разумность природы; организация, динамический порядок характеристик жизни, детерминизм, финализм и случай, и процессы, связанные с ними; красота и разнообразие; смысл и коммуникация; жизнь и ее история.
Профессор Дель Ре оперирует иерархической или многоуровневой концепцией природы, в согласии с которой вся реальность материального характеризуется множеством уровней. Этот подход показывает, что наука ставит вопросы, которые выходят за рамки того, что она может исследовать - вопросы, которые не могут игнорироваться, если мы принимаем разумные и ответственные решения.
Знаменитый Джон Арчибальд Уилер, который, как и Дель Ре, является членом Международной академии философии науки, говорит о третьей эпохе в физике как «физике смысла». В своей блестящей работе, Джузеппе Дель Ре показывает, что она обращается к большему, чем просто физика и химия, и это то, что он называет наукой для науки. Это наука о науке, которая выходит за рамки самой науки и указывает на универсальный духовный взгляд, включающий саму науку и совместимый с ее наиболее строгими исследованиями и результатами.
Эта работа имеет большую значимость в отношении смысла науки и ее открытости к духовной реальности. С помощью своей музыкальной метафоры Дель Ре развивает всеохватный взгляд на мир, который, как становится очевидно, является наиболее совместимым с возникновением молекулярной биологии, теории систем и новой космологией. Этот подход не является абсолютно новым, так как уже в IV веке Афанасий Великий использовал музыкальные термины, такие как гармония и симфония, чтобы выразить нечто подобное порядку, симметрии и согласованности, которую он видел в сотворенном космосе. Но сегодня Дель Ре применяет эту музыкальную аналогию или «образ» к научному взгляду на вселенную, которому теперь дает начало строгая наука после огромного прогресса в нашем понимании физического мира. Таким образом, Дель Ре использует «Образ Великого Танца», чтобы дать осмысленное выражение динамичному порядку вселенной как согласованного эволюционирующего образца, в котором все вещи участвуют как в танце или балете, комбинируя общую гармонию и согласованность с эволюцией, случайностью, необратимостью. Разумная вселенная является, фактически, динамическим открыто-структурированным целым, состоящим из сложных систем, связанных тонкой сетью причинных и непричинных отношений, и характеризуемой семантическими ссылками на самих себя, которые, в конечном счете, рассматриваются как иерархия смысла.
Здесь Дель Ре действует с признанием, что вся реальность материального включает множество уровней, которые исследует наука при описании в терминах «элементарных объектов», отличных по сложности и размеру, от того, как ведет себя вещь как составленная из взаимодействующих элементарных частиц, до того, как ведет она себя как связность нескольких частей. Этот холистический подход (в соответствии с линией Джеймса Клерка Максвелла в его «Труде по электричеству и магнетизму»), утверждает Дель Ре, преодолевает ограниченность физикализма и механицизма и открывает путь к пониманию того, почему жизнь может следовать из физико-химических процессов. Он также показывает, что в самом строгом смысле наука сама ставит вопросы, которые указывают вне того, что она может исследовать и то, что человечество не может игнорировать, если оно делает разумный и ответственный выбор. Этот двойной акцент на недуалистическом, едином и открытом понимании вселенной, и на том, что Дель Ре рассматривает как «апофатический» или открыто структурированный характер науки, вместе имеет влияние на разрушение представления Стивена Вайнберга о том, что чем более вселенная становится постижимой, тем более она кажется бессмысленной (!), и осуществление пророчества Джона Уилера о новой эре «осмысленной физики». «Смысл», утверждает Дель Ре, «может и должен рассматриваться как нечто объективное, как факт реальности», который принадлежит самой науке. Эта книга не занимается исследованием деталей науки, но картиной вселенной как согласованного целого, к которому приводит нас наука. Поэтому в последних главах Дель Ре обращает внимание на человека как свободного агента, рассмотрение которого в этой главе является полностью согласным с наукой. Только человек может использовать свой разум, чтобы делать рациональные суждения, проявляющиеся в объективных действиях, выбирать различный образ действий и достигать единого духовного понимания реальности. Это обращает внимание на отношение между наукой и присущей человеку верой в измерение реальности, недоступной чувствам. Если образ Великого Танца, предложенный наукой, намекает на согласованную, не являющуюся необходимой материальную реальность, что, спрашивает Дель Ре, является «клеем», который обеспечивает согласованность между звездами, человеком и духовным уровнем, недоступным аналитическим методам науки? Для удовлетворительного ответа он обращается к теории информации и коммуникации, которые могут мыслиться как имеющие место, хотя в различных формах и степенях сложности, среди всех вещей, как живых, так и неживых. Коммуникация может быть преднамеренной и атрибуция смысла простирается на символы, рассматриваемые как врата к духовному измерению реальности.
Исследование проф. Дель Ре эпистемологического характера научной деятельности, и присущее ей семантическое доверие к духовному измерению, приводит его к вопросу о «душе». Точка зрения «сложности» предполагает, что душа живого является организованной деятельностью, которая делает возможной его развитие и устойчивость как специфическое бытие, несмотря на постоянное изменение материи и энергии в изменяющейся среде. Свойства души включают самосознание, главный камень преткновения когнитивной науки, искусственного интеллекта и нейронауки. Это другая позиция, где наука указывает на области, которые невозможно охватить ее аналитическими методами.
Что же тогда есть «научное» Weltanschauung (мировоззрение) или взгляд на разумный мир, построенный на модели науки? Дель Ре утверждает, что путь к интерпретации мира требует личного обязательства и личного пути к оправданию: это духовное предприятие. Затем, со ссылкой на понятие врожденной веры и на утверждения Пуанкаре и Полани о вере как убеждении (belief) и вере как доверии (faith), Дель Ре указывает на то, что принципы нашего понимания мира можно рассматривать как акты веры (faith) - даже если они являются строго научными. В свою очередь то, что является специфичным для природы исходных принципов, в которых нуждается человек для своей психологической устойчивости, есть достоверность результатов не только из информации о физическом мире, но и из истории человечества и внутреннего опыта каждой личности. В этом смысле принцип, что духовное измерение реальности существует, и что вселенная является миром Творца - Хореографа Великого Танца - рассматривается как единственный разумный выбор. Однако, необходимо всегда помнить, указывает Дель Ре, что существует два вида истины: логическая корректность и верность реальности. «Наука, отказываясь от мировоззрения (Weltanschauung) открывающего духовное измерение реальности, не является наукой; она есть обман, который с необходимостью приведет к смерти человека от жажды на берегу водного потока». Это холистическое рассмотрение «науки для науки» будет приветствоваться сегодня многими людьми, так как оно предлагает научную концепцию вселенной, которая примечательным образом согласуется с христианской верой.
Содержание
Предисловие Томаса Ф. Торранса IX
Предисловие XIII
Благодарности XV
1. Образ Великого Танца 3
2. Информация, порядок и жизнь 29
3. Структура чувственной реальности 55
4. Время и становление 85
5. Антракт в хаосе, игра жизни и случай 113
6. Рождение голоса 133
7. Закономерность, разнообразие и единство мира 159
8. Место человека 185
9. Механицизм, магия. Каким образом природа является единой? 215
10. Алхимия и технология: от мудрости к познанию 247
11. Универсальная коммуникация, смысл и символы 275
12. Разум, душа, психе 309
13. О научном мировоззрении 345
14. Посланник 379
Библиография 393
Индекс имен 401
Предметный указатель 405
перевод свящ. Д.Кирьянова