На встрече присутствовали более ста участников разного возраста, среди которых были те, кто только готовится к семейной жизни и те, кто уже может поделиться опытом.
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира организатором мероприятия выступил журнал Санкт-петербургской епархии «Вода живая».
Встреча началась Божественной литургией в храме святых Новомучеников и Исповедников Российских. Службу возглавил настоятель храма, председатель Издательского отдела епархии и ответственный редактор «Воды живой» протоиерей Александр Сорокин.
После богослужения конференцию открыли выступления трех докладчиков, затронувших проблемы истории, интерпретации брака в христианстве и современной ситуации.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), профессор Санкт-Петербургских Духовных школ, член Синодальной Богословской комиссии, в докладе «Тема брака в Новом Завете» обратился к толкованию Евангелия. Первым источником стала Нагорная проповедь Иисуса Христа. По мнению автора, в ее основе лежит антитеза, посредством которой передается противопоставление закона и любви, что есть не что иное, как исполнение закона, то есть его отмена. При этом старые правила, касающиеся брака, не отвергаются, но семья приобретает иное значение и смысл, относящиеся не к благоустройству в этом мире, но к подготовке к Царствию Небесному.
Следующим объектом анализа явились Послания апостола Павла. Важной отличительной особенностью, отражённой во всех Посланиях, оказывается иное, по сравнению с языческой картиной мира, отношение к телу и душе. В противовес эллинистическому дуализму, господствовавшему в то время, апостол говорит о том, что брак и безбрачие - это Дары, которые оба могут вести христианина к спасению.
Священник Владимир Хулап, референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП, клирик храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Петербурге, посвятил свой доклад «Церковное заключение брака: исторические реалии и современные проблемы» непосредственно чину бракосочетания и его современному значению.
В выступлении прозвучала мысль о том, что эта церемония не была новой, принесенной христианством, но освятила существующую традицию, изменив не только цель самого обряда, но и придав иное значение его элементам.
Особое значение приобретает символическая часть, например обмен кольцами, которые одновременно являются наследием древней иудейской традиции передачи дара, впоследствии используемого при разводе для содержания жены, а также символом нераздельности и нерушимости четы.
Сегодня зачастую неверно понимается другой символ - венцы. Изначально они носили другую смысловую нагрузку, не являясь знаком мученичества, но победы, использовавшимся и в языческой традиции. Неслучайно некоторые христианские мыслители осуждали практику использования венцов в христианской церемонии.
Отец Владимир отметил, что существует масса суеверий и ложных представлений, которые, наряду с недостаточным вниманием, которое уделяется семье в современной церковной жизни, не лучшим образом влияют на качество даже освященного Церковью брака.
Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургских Духовных школ, магистр богословия, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Академии постдипломного педагогического образования продолжил тему проблем современности в докладе «Правда и мифы о семейной жизни в дореволюционной России», говоря о них через призму истории. Дело в том, что в житиях святых почти не существует примеров, по которым христианин мог бы строить свою семейную жизнь. Исследование агиографии показывает, что большая часть святых несли монашеский подвиг, а прославленные миряне в первую очередь были военными, правителями, но не семьянинами.
Единственное исключение - житие Муромских святых Петра и Февронии - с исторической точки зрения одновременно является самым спорным.
Но означает ли это, что невозможно стяжать святость в семье? И отчего у нас сложилась такая ситуация? В первую очередь отец Георгий упомянул о том, что институт семьи в целом был частью традиции, не имевшей ничего общего с христианством. И Домострой, к которому пытаются обращаться в современной жизни христиане, оказывается в некоторой степени языческим или, в лучшем случае, ветхозаветным по сути документом.
Отец Георгий продолжил свой доклад констатацией печальных фактов в истории ХХ века, свидетельствующих об уничтожении как самого институт семьи, так и понятия о мужественности и женственности, что привело к современной ситуации, которую едва ли можно определить как положительную.
Впрочем, основная мысль выступающего заключалась в том, что не стоит отчаиваться, полагая, что мы живём в худшем из времён.
В третьей части встречи был организован круглый стол, ведущим которого стал руководитель молодежного клуба «Агапа», клирик храма Богоявления на Гутуевском острове иерей Димитрий Симонов. Обсуждение началось с вопроса, существуют ли некие образцы семейной жизни для современного христианина? И докладчики, и гости пришли к выводу о том, что можно обращаться к жизни новомучеников, к наследию богословов прошлого века, к семьям, которые являют положительный пример для современного человека.
Кроме того, беседа касалась таких вопросов, как распределение обязанностей между мужчиной и женщиной, роль семьи в приходской общине, и перешла к практическим проблемам.
Очевидно, что «семейная тема» не только сегодня, но и всегда была одной из самых сложных. Решение затруднительных вопросов семейной жизни является важным делом и для церковной общественности, и в первую очередь для каждого христианина.